«Эта проблема по размаху больше, чем эпидемия туберкулеза. Туберкулезом болеют больше полмиллиона, а за прошедший год пыткам подверглись 800 тыс. человек», - заявил эксперт Харьковской правозащитной группы Борис Захаров.
По его мнению, главная причина пыток в милиции – необходимость выполнять план раскрываемости преступлений, поставленный перед правоохранителями нынешним министром МВД. Цель важнее средств, а поэтому жертвами становятся невинные люди. С помощью жестоких издевательств можно выбить признание в любом преступлении, считает Б.Захаров.
При этом, говорит правозащитник, случаи расследования пыток крайне редки и то не по ст. 127 Уголовного кодекса («Запрет пыток»).
«Применяются в основном ст. 365, 364 («Злоупотребление служебным положением» или «Превышение служебных полномочий»), - рассказала эксперт ХПГ Людмила Клочко. - Это несколько смущает: если немножко побил, это злоупотребление, а если сильно побил, это превышение».
По словам правозащитников, Европейский суд с начала года принял четыре решения, в которых признал, что государство Украина нарушило ст. 3 Европейской конвенции по правам человека («Запрет пыток и жестокого обращения»). Сумма сатисфакции потерпевшим составила почти 100 тыс. евро, ее должно возместить государство, а не виновные в преступлении лица. Как говорит Л.Клочко, в Украине действует закон «Об исполнении решений Европейского суда и о применении судами Украины практики Европейского суда», в нем предусмотрен регрессный иск, когда виновные органы должны возместить госбюджету сумму сатисфакции. Но на самом деле таких исков Министерство юстиции не предъявляет.
Против пыток в правоохранительных органах правозащитные организации выступали неоднократно. 23 июня подобная акция протеста состоялась возле здания Генпрокуратуры в Киеве и 10 областях Украины.
26 июня в мире отмечают Международный день в поддержку жертв пыток.