За последние шесть месяцев количество политзаключенных на Кубе сократилось с 201 до 167. Об этом в своем полугодовом отчете, обнародованном 5 июля, заявила Комиссия по правам человека и национальному примирению. Эта организация на Кубе официально считается нелегальной, хотя фактически ее деятельности правительство не препятствует.Такие изменения в государственной политике по отношению к данной группе заключенных, СМИ трактуют двояко. С одной стороны, соглашение выпустить на волю некоторых «узников совести» свидетельствует о смягчении режима под руководством Рауля Кастро и, возможно, даже снижения уровня политических репрессий в стране. С другой стороны, кубинские власти отказываются признавать этих людей политическими заключенными. Таким образом, последние изменения могли стать лишь внешней уступкой — в связи с распространившейся в ЕС и США критикой Кубы за нарушение прав человека, говорят правозащитники.
Представители комиссии предполагают, что правительство Кубы могло только сменить тактику, и теперь вместо заключения будет использовать метод запугивания. Представители оппозиции утверждают, что в кубинских тюрьмах все еще находится около 200 заключенных, осужденных за политические взгляды.
10 июня по состоянию здоровья был освобожден Ариэль Сиглер — один из 75 кубинских диссидентов, арестованных во время репрессий так называемой "Черной Весны" 2003 года. За сотрудничество с США они были осуждены на длительные строки до 28 лет как наемники иностранного государства).
Освобождение заключенного стало возможным благодаря стараниям Католической церкви. В мае этого года председатель Государственного совета и Совета министров Кубы Рауль Кастро встретился с Хайме Ортега — архиепископом Гаваны. Как утверждают СМИ, именно эти переговоры повлияли на судьбу Сиглера и еще 12 диссидентов, которых не отпустили, но перевели ближе к дому.
В то же время на фоне этих внешних ослаблений режима беспрецедентным скандалом обернулась в феврале смерть Орландо Сапата Тамайя. Он скончался на 85-й день голодовки, протестуя против плохого обращения в тюрьмах. Кубинские власти свою вину в смерти Сапаты отрицали, утверждая, что соблюдали его право на подобную акцию и что требовавшейся медицинской помощью он был обеспечен. Тем временем «Международная амнистия» объявила Сапату «узником совести», некоторые страны снова призвали Кубу к освобождению политических заключенных.
Сейчас внимание общественности приковано к судьбе другого узника — Гильермо Фаринаса. На данный момент пребывает в тяжелом состоянии. По заявлению доктора Армандо Кабаллеро, у его пациента тромб в шейной вене. В феврале текущего года, сразу после смерти Сапаты, Фаринас объявил аналогичную голодовку против давления властей и за освобождение других 26 политзаключенных, которых официальная Гавана объявила американскими шпионами. Как заявил ранее Фаринас, ответственность за его жизнь, что бы с ней не случилось, лежит на братьях Кастро.
В понедельник, 5 июля для поддержки дальнейших переговоров между церковью и представителями кубинской власти прибыл министр иностранных дел Испании Мигель Анхель Моратинос. Он намерен встретиться соответственно с представителями обоих сторон: архиепископом Гаваны Хайме Ортега и министром иностранных дел Кубы Бруно Родригесом. Однако встречи с представителями оппозиции или же с Гильермо Фаринасом не предвидется.
Напомним, что в 2004 году ООН приняла резолюцию о нарушениях прав человека на Кубе, но правительство последней резолюцию выполнять отказалось. Власти потребовали в ответ рассмотрения нарушений прав человека в США. Шла речь о так называемой «Кубинской пятерке» — арестованных и осужденных к пожизненному или к длительным строкам заключения по обвинению в шпионаже гражданах Кубы. С тех пор наблюдалось обострение в отношениях Кубы с США и странами ЕС по вопросу о нарушении прав человека.По материалам: MercoPress, Эхо Москвы