БЕНЗИН — НЕ НАПАСТЬ, ДА КАК БЫ УКРАИНСКИМ НЕФТЕПЕРЕРАБОТЧИКАМ ИЗ-ЗА ИМПОРТА НЕ ПРОПАСТЬ

Поделиться
Украинцы уже привыкли к тому, что все кризисы, захлестывающие ту или иную страну, континент или сегмент экономики как-то вяло отражаются на них, если отражаются вообще...

Украинцы уже привыкли к тому, что все кризисы, захлестывающие ту или иную страну, континент или сегмент экономики как-то вяло отражаются на них, если отражаются вообще. Тому есть много убедительных объяснений, но речь не об этом. В последнее время, похоже, тенденция изменилась. По поводу российского финансового кризиса первые украинские банкиры заявляют, что он не скажется на гривне, пока уж совсем не рухнет российский рубль. То есть уже есть привязка. А вот рынок нефтепродуктов и нефти уже остро ощутил мировую тенденцию обвала цен на нефть и, как утверждают отечественные операторы этого рынка, уже успел пострадать из-за абсолютной незащищенности в законодательном порядке от экспансии импортного горючего.

Если учесть, что нефтепродукты используются практически всеми отраслями экономики (например, промышленность потребляет до 40% нефтепродуктов от их общего объема, сельское хозяйство - 27,4%, транспорт и связь - 12,5%), то проблема рынка нефтепродуктов однозначно сказывается и на них.

Ситуация усугубляется тем фактом, что импортное топливо в Украине предлагается по ценам значительно более низким, нежели произведенное в Украине. Покупателям нефтепродуктов, в принципе, это приятно и выгодно - не они страдают и не их кошелек. Но дело даже не в убытках украинских нефтепереработчиков и торговцев отечественными нефтепродуктами - в такой ситуации отечественным заводам практически не удастся подняться до того уровня технологии, который бы позволил им стать конкурентоспособными на рынке нефтепродуктов, а также предметно заняться расширением ассортимента выпускаемой ими продукции.

Еще семь лет назад украинские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) производили 47 млн. тонн продукции, а в прошлом году - около 10 млн. тонн. Причем в 1990 году производство нефтепродуктов превышало их потребление на 300 тыс. тонн. В 1997 году по сравнению с 1990-м потребление значительно сократилось, но отечественные НПЗ не способны обеспечить даже значительно снизившийся спрос не то что на высококачественные сорта бензина, но и по стандартной номенклатуре их прежнего производства.

Между прочим, были времена, когда Украина экспортировала пусть небольшие объемы нефтепродуктов, но все же - в 1992 году экспортный потенциал по нефтепродуктам (не считая СНГ) составлял 4,4 млн. тонн. В 1997 году экспорт составил всего 1,3 млн. тонн, из которых на долю бензина пришлось только 39,6 тыс. тонн, дизельного топлива - 129,9 тыс. тонн. Основу экспорта составил мазут - 1,2 млн. тонн. Ведь Украина традиционно была основным производителем именно мазута, на что и были сориентированы ее нефтеперерабатывающие мощности. Поэтому-то до сих пор нет отечественного производства высококачественного бензина. Это топливо традиционно импортировалось, и попытки НПЗ перейти на выпуск дефицита ничем не увенчались - модернизация невозможна без многомиллионных в долларовом исчислении финансовых вливаний.

Исключение составляет разве что ЗАО «Укртатнефть» (созданное на базе Кременчугского нефтеперерабатывающего завода), которое совместно с ОАО «Добробут» реализует программу по развитию отечественной нефтеперерабатывающей промышленности. По словам директора департамента реализации нефтепродуктов ОАО «Добробут» В.Комышева, совместными усилиями уже проведено переоснащение Кременчугского НПЗ, установлено новое оборудование, позволяющее производить высококачественные нефтепродукты. За два года совместной работы на программу модернизации завода направлено более 10 млн. долларов. Сегодня, по словам В.Комышева, Кременчугский НПЗ - единственное предприятие нефтеперерабатывающей отрасли Украины, способное производить бензин марок А-92, А-95. Причем, в отличие от импортных аналогов, эта отечественная продукция сертифицирована и соответствует стандартам качества европейских стран.

Однако наплыв импортных нефтепродуктов не позволяет проводить дальнейшее финансирование реконструкции завода, так как средства для этого получали от торговли его готовой продукцией, которая сегодня оказалась дешевле импортной. Реализация отечественной продукции у «Добробута» сократилась в 6-7 раз. Отгрузка уже произведенных нефтепродуктов с Кременчугского НПЗ, по словам его представителей, остановлена на 90%. А в это время, сокрушаются операторы отечественного рынка нефтепродуктов, покупателю предлагают дешевое, но зачастую некачественное импортное топливо.

Импорт его в Украину стал спасением для многих российских и прибалтийских трейдеров и производителей, так как в результате нефтяного перепроизводства на рынке нефти резко упали цены. Добывающие компании несут колоссальные убытки. Российский «Юкос», например, объявил об убытках в 40 млн. долларов, на 5% сократил рабочие места (около 1000 человек), на 30% - зарплату своих служащих. Аналогичная ситуация и в других российских компаниях. Но в связи с тем, что все они - вертикально интегрированы (то есть выполняют весь процесс - от скважины до бензоколонки), они пытаются и имеют возможность хотя бы частично покрывать убытки от падения цен на нефть за счет продажи готовых нефтепродуктов. Понятно, что эта продукция прямиком попадает в Украину, снижая тем самым цены на внутриукраинском рынке.

Отечественные же НПЗ работают при минимальной загрузке, а это значит, что производимые ими нефтепродукты автоматически становятся дороже (ведь затраты для предприятия не уменьшаются при сокращении объемов переработки и вносятся полностью в цену готовой продукции). В результате отечественным нефтепродуктам на рынок не пробиться и заводы затоварены готовой продукцией. Отечественные операторы уповают на изменения законодательства, которые позволят хотя бы удержать на плаву украинские нефтеперерабатывающие мощности. В противном случае заводы со временем будет дешевле закрыть и лучше будет согласиться с тем, что отечественный рынок нефтепродуктов и связанная с ним украинская экономика будут полностью зависимы от импорта и стратегии экспортеров.

Однако их проблемами украинское правительство и парламент не озабочены. Похоже, что для этого их придется подвергнуть испытанию, аналогичному тому, которое предприняли россияне: Б.Немцов «пересадил» правительство на российские машины. Украинскому Кабмину и парламенту впору предложить заливать в баки исключительно отечественное горючее. Но, видимо, украинский Немцов еще не родился или, как минимум, не является вице-премьером...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме