В Арктике найдены устойчивые к антибиотикам бактерии из Индии

В Арктике найдены устойчивые к антибиотикам бактерии из Индии Устойчивые к антибиотикам бактерии появились в Арктике © Lenta.ru
Бактерии добрались от Индии до Арктики за пять лет.

Группа ученых из Великобритании, Китая и США обнаружила в Арктике устойчивые к антибиотикам бактерии. Как сообщает N+1, бактерии blaNDM-1 были найдены в 2008 году в Индии и за пять лет добрались до Западного Шпицбергена. По мнению исследователей, бактерии попали на архипелаг с перелетными птицами, которые зимуют на Британских островах, или же их перевезли люди с большой земли.

В ходе исследования ученые изучили почвы в районе залива Западного Шпицбергена. В 2013 году исследователи отобрали образцы почвы в восьми местах в районе Конгсфьордена и выделили из них и проанализировали ДНК. Всего они обнаружили 131 ген антибактериальной устойчивости, которые ассоциировались с девятью классами антибиотиков. Среди них были системы устойчивости к аминогликозидам (к антибиотикам этого ряда относятся стрептомицин и канамицин); к β-лактамным антибиотикам (самый известный среди них пенициллин); системы активного выведения веществ через поверхность клетки, которые обеспечивают микроорганизмам устойчивость к целому ряду лекарств, например, к тетрациклину. Также часто встречались гены, которые позволяли бактериям модифицировать мишени антибиотиков. Так микроорганизмы защищаются от нескольких групп антибиотиков, в частности, макролидов (эритромицин) и линкозамидов (линкомицин).

Чаще всего у микроорганизмов встречались механизм активного выведения веществ и ферментативной инактивации (бактерии модифицируют молекулы антибиотиков, так что те не больше могут связываться с ними). И тот, и другой исследователи нашли в 42% случаев. Специфические защитные системы клеток оказались менее "популярны" (12% случаев).

Исследователи предполагают, что неспецифические системы защиты, например активное выведение веществ, были "местными" и возникли у микроорганизмов в процессе эволюции. Они действуют не только на антибиотики, но "включаются" в ответ на другие стрессовые условия. А вот системы устойчивости к аминогликозидам или макролидам специфичны к антибиотикам. Поэтому, вероятно, что они появились на Шпицбергене в результате антропогенного воздействия.

Ранее сообщалось о том, что бактерии приобрели устойчивость к антибиотикам "последней надежды". Это означает, что в скором времени возможно появление бактерий, стойких ко всем известным типам лекарств, и такие гены стойкости уже замечены у бактерий, которые поражают людей.