Ученые узнали возможную родину "ледяного человека"

Ученые узнали возможную родину "ледяного человека" Эци мог быть родом из Швейцарии
Родственники Эци могли жить в Швейцарии.

Ученые заявили о том, что предполагаемые родственники "ледяного человека" Эци могли жить в Швейцарии, где был обнаружен медный топор, похожий на тот, который был найден рядом с мумией в Альпах. Выводы исследователей были опубликованы в журнале Archaeologische Informationen.

То, где жил Эци до смерти, пока остается неизвестным для ученых. Судя по его ДНК, его мать жила в Альпах, а отец приходился родственником жителей Сардинии и побережья Тирренского моря, однако их потомки могли мигрировать в другие регионы Центральной Европы и жить совсем в ином месте.

Теперь же исследователи нашли возможную родину Эци или место производства его топора, проводя раскопки на территории одного из поселений времен раннего медного века у берегов Цугского озера в центральной Швейцарии.

В развалинах одного из свайных домов ученым удалось найти лезвие медного топора, похожего по размерам и форме на то орудие, которым обладал Эци. Это сходство заинтересовало археологов и они вычислили возраст топора и попытались найти ту точку на карте Европы, где была добыта медь. Для этого они вычислили радиоизотопный возраст костей и останков растений, найденных рядом с топором, и измерили доли разных изотопов свинца в его металле.

Оказалось, что "швейцарский" топор был произведен примерно в 3250-3100 году до нашей эры из меди, добытой в той же части итальянской Тосканы, что и орудие труда Эци.

Подобное совпадение может говорить сразу о нескольких интересных вещах, проясняющих происхождение Эци и то, где он мог жить. Теперь на эту роль претендуют различные уголки Лигурии, Швейцарии или прилегающих к ним регионов Альп, и к тому же это открытие указывает на наличие развитых торговых сетей и традиций обмена товарами в Южной Европе медного века.

Эци – старейшая из известных науке европейских мумий: ее возраст составляет 5300 лет. "Ледяной человек" был найден группой туристов в Эцтальских Альпах в 1991 году. Из-за хорошей сохранности мумии эксперты сначала предположили, что перед ними погибший альпинист, и лишь потом выяснилось, что находка принадлежит медному веку. На момент смерти Эци было 45 лет (что очень немало для человека того времени). Ученые предполагали, что причиной гибели стала стрела, пущенная в плечо. Из-за того, что наконечник вонзился очень глубоко, "ледяной человек" не смог его вытащить.

Ранее тайваньские археологи обнаружили 48 мумифицированных останков, среди котороых останки матери, которая держит на руках младенца. Согласно данным радиоуглеродного анализа, возраст мумий составляет примерно 4800 лет. Рост матери составляет 1,6 метра, а младенца – 50 сантиметров. Ученые не смогли определить пол ребенка, но, судя по отсутствию сформировавшихся зубов, он был младенцем.