Ученые рассказали, как комары узнают запах человека

Ученые рассказали, как комары узнают запах человека Обнаружены рецепторы, которые позволяют комарам находить людей © pixabay.com
Исследователи обнаружили белковый рецептор комаров, который реагирует на молочную кислоту.

Ученые из Университета Флориды обнаружили в антеннах комаров белковый рецептор, который реагирует на присутствие в воздухе молочной кислоты, являющейся характерным индикатором человеческого пота. Как сообщает Naked science, таким образом комары оказываются способны узнавать запах человека.

Комары Aedes aegypti являются разносчиками опасных инфекционных заболеваний. Они могут питаться кровью животных, но предпочитают кусать людей. Главным стимулом к поиску жертвы для комаров выступает присутствие выдыхаемого углекислого газа. Но сам по себе он лишь запускает эту активность, и для более точного определения жертвы насекомые полагаются на более сложные химические маркеры. Уже довольно давно предполагается, что таким маркером, характерным для человека, может выступать молочная кислота. Она образуется в организме человека в ходе первых шагов утилизации глюкозы и выработки энергии и частично выводится с потом.

Вместе с тем, обоняние насекомых устроено иначе, чем у человека, а найти отвечающий за восприятие молочной кислоты рецептор пока не удавалось. Комары используют три обширных семейства белков, которые связывают свои группы летучих веществ. За обширную область карбоновых кислот отвечает группа ионотропных рецепторов. Среди них авторы и определили белок IR8a, определяющий присутствие в воздухе молочной кислоты. Комары, у которых ученые избирательно отключили ответственный за синтез IR8a ген, садились на руку подопытного (или на старые поношенные носки) вдвое реже "диких" насекомых с нормально работающим в антеннах белком.

Ранее ученые открыли комаров, которые не пьют кровь. Они обитают в тропическом дождевом лесу, причем их численность очень высока благодаря местному влажному и жаркому климату. Эти комары не пьют кровь ни человека, ни других животных и не разносят болезни.