Ученые подтвердили выводы "концлагерного эксперимента" в Йеле

Ученые подтвердили выводы "концлагерного эксперимента" в Йеле Ученые повторили "концлагерный эксперимент"
Исполнение приказов и давление притупляют чувство ответственности.

Ученые под руководством Патрика Хаггарда из университетского колледжа Лондона повторили эксперимент, который был проведен в Йельском университете в 1960 году, и установили, что чувство ответственности за поступки притупляется, если человек действует под давлением или исполняет приказ. Выводы ученых были опубликованы в журнале Current Biology.

Хаггард и его коллеги повторили знаменитый эксперимент, который был проведен Стэнли Милгрэмом. В рамках эксперимента испытуемые исполняли роль "учителя", который учил добровольца лучше запоминать слова, используя электрошок для подкрепления запомненной информации. Испытуемые под контролем руководителя-психолога должны были наказывать своего партнера электрическим током за каждый неправильный ответ, увеличивая напряжение с 15 до 450 вольт. На самом деле электротока не было, а роль партнера выполнял актер, который в ходе эксперимента умолял остановиться, а "начальник" при этом требовал продолжать опыты "любой ценой".

Эксперимент был эмуляцией нацистских концлагерей, в которых проверялось то, могли ли их сотрудники "просто исполнять приказ" или же они добровольно участвовали в организации Холокоста.

Читайте также: Ученые передвинули скрещивание Homo sapiens с неандертальцами на десятки тысяч лет назад

Хаггард и его коллеги провели подобный эксперимент, в рамках которого пытались выяснить, что происходит в голове у испытуемых. Для этого ученые несколько модифицировали эксперимент Милгрэма, сделав выбор в некоторых случаях добровольным. За каждое причинение боли напарнику ученые платили "учителю" деньги из кармана самой жертвы и штрафовали его за отказ делать это, или же "выписывали" ему то же число ударов током, которые он отказывался причинять коллеге. После одной серии опытов участники менялись местами, о чем их ученые предупреждали заранее.

Исследователи смогли подтвердить правоту выводов Милгрэма: примерно в половине случаев и в принудительной и в добровольной части опытов участники соглашались причинить боль другому за деньги. Кроме того, когда участники менялись местами, бывшие жертвы были больше склонны причинять боль бывшим "учителям", если они сами получали непропорционально большое количество ударов током.

По словам Хаггарда, "возможно, что чувство ответственности действительно притупляется, когда нас кто-то принуждает что-то сделать. Люди часто заявляют, что они не несут ответственности за свои поступки, так как они "просто исполняли приказ". И в таких случаях возникает вопрос – говорят ли они так для того, чтобы избежать наказания, или приказы действительно меняют то, как человек относится к своим действиям?".

Как подчеркивают ученые, их выводы не оправдывают нацистских преступников, осужденных Нюрнбергским трибуналом – по их словам, общество вправе ожидать от каждого своего члена того, что он или она будут сопротивляться подобным преступным и аморальным приказам.

Ранее сообщалось о том, что Facebook поставил под сомнение теорию шести рукопожатий. Было установлено, что двух людей в Facebook разделяют в среднем 3,57 человека, при этом для разных людей результат может варьироваться от 2,9 до 4,2.