Ученые открыли животное с глазами-"телескопами"

Ученые открыли животное с глазами-"телескопами" Глаза морских гребешков похожи на телескопы
Глаза морских гребешков похожи устройством на "Хаббл".

Ученые заявили о том, что обычные морские гребешки обладают одними из самых сложных глаз на Земле. Их глаза похожи устройством на "Хаббл" и другие современные телескопы. Выводы исследователей были опубликованы в журнале Science.

Морские гребешки обладают набором из 200 глаз. Каждый глаз содержит в себе две сетчатки и 500 тысяч клеток, а те, в свою очередь, содержат два типа фоторецепторов, предназначение которых оставалось загадкой для ученых.

Теперь же исследователи заморозили такие глаза в жидком азоте, а затем разрезали их на слои и просветили с помощью сканирующего электронного микроскопа. Это позволило ученым получить трехмерную компьютерную модель глаза и понять, как свет взаимодействует с каждым его компонентом.

К большому удивлению ученых, принципы работы этого глаза больше всего им напомнили не органы зрения других животных, а самые современные оптические телескопы. Ключевой частью этих телескопов является не линза – она в них отсутствует в принципе, а два зеркала необычной формы, которые фокусируют свет в одной точке.

Аналогичные зеркала присутствуют в глазах гребешков– одно из них расположено под их "задней" сетчаткой, а второе – находится под второй сетчаткой, расположенной рядом со зрачком, присутствие которой в глазе моллюска ученые раньше не могли объяснить.

По словам исследователей, гребешки обладают достаточно зоркими и "быстрыми" глазами с очень широким полем зрения, около 250 градусов, не используя при этом хрусталика или других "дорогостоящих" структур, на поддержание работы которых нужно много энергии.

Ранее ученые заявили о том, что семирукие осьминоги научились охотиться, используя при этом жалящие органы мертвых медуз. Как отмечают исследователи, такое поведение вполне возможно, поскольку головоногие отличаются довольно высоким интеллектом. Кроме того, тремоктопусы, невосприимчивые к токсину чрезвычайно ядовитого португальского кораблика, и нередко используют их в качестве оружия.