Ученые обнаружили следы мегавспышки на Солнце VII века до нашей эры

Ученые обнаружили следы мегавспышки на Солнце VII века до нашей эры Вспышка случилась в 660 году до нашей эры © nasa.gov
Одна из самых мощных геомагнитных бурь на Земле произошла в 600 году до нашей эры.

Ученые из Лундского университета обнаружили в кернах, полученных из ледников Гренландии, следы мощной вспышки на Солнце. Как сообщает Naked science, событие произошло примерно в 660 году до нашей эры.

Активные процессы в магнитном поле Солнца могут приводить к появлению корональных выборов массы: потоки ускоренных заряженных частиц создают нестабильности в солнечном ветре и вызывают магнитные бури на Земле. Такие выбросы могут дополнительно разгонять протоны солнечного ветра до огромных скоростей. И если обычно они не проникают сквозь земную магнитосферу, то такие протонные всплески (SPE) могут достигать ионосферы, нарушая спутниковую связь и вызывая полярные сияния.

На данный момент подобные явления плохо исследованы, поскольку они случаются довольно редко, а современные наблюдения за Солнцем продолжаются менее 100 лет. Поэтому следы SPE ищут в древних отложениях.

Еще в 2017 году исследователи обнаружили в кольцах деревьев углеродный пик, который соответствует 660 году до нашей эры. Вместе с тем, он мог быть признаком другого события. Теперь же исследователи проанализировали древние керны и нашли в них резкий рост содержания редких изотопов бериллия и хлора, что подтверждает версию произошедшего в то время мощного всплеска протонов.

По оценкам ученых, он был одним из сильнейших за всю историю человечества - вдесятеро мощнее рекордного SPE нашего времени, зарегистрированного в 1956 году. Событие 660 года до нашей эры оказалось лишь немногим слабее самого мощного всплеска, известного науке, он датируется 774-775 годами нашей эры.

Ранее исследователям удалось обнаружить в Антарктиде следы вспышки на Солнце, которая произошла в 994 году нашей эры.