Ученые обнаружили белый карлик, который пережил взрыв сверхновой звезды

Ученые обнаружили белый карлик, который пережил взрыв сверхновой звезды Белому карлику удалось пережить взрыв сверхновой звезды © NASA
Взрыв сверхновой случился в промежутке между пятью и 50 миллионами лет назад.

Ученые открыли белый карлик LP 40-365, который стал первым примером звезды, пережившей взрыв сверхновой типа Iax. О своем открытии исследователи сообщили в журнале Science.

Сверхновые подкласса Iax, обнаруженные в 2013 году, отличаются сравнительно слабой силой и происходят при накоплении вещества белым карликом – старой, тусклой (в десятки тысяч раз слабее Солнца) и мелкой (в сотни раз легче его) звездой.

Если "классическая" сверхновая Ia способна полностью уничтожить исходную звезду, то Iax, как показывает моделирование, вполне может оставить по себе все тот же белый карлик, лишь придав ему дополнительный импульс для движения.

По мнению исследователей, химический состав и высокая скорость вращения вокруг своей оси у белого карлика LP 40-365 связаны с тем, что в прошлом у него был партнер, от которого он получал и импульс для вращения, и дополнительное вещество. Наконец, траектория полета звезды указывает на взрыв.

Белый карлик не связан гравитационно с каким-либо скоплением или группой звезд. Он мог получить импульс, провзаимодействовав с массой звезд в центре галактики, но траектория его не позволяет считать, что в обозримом прошлом он находился в этой области.

По мнению исследователей, объяснить все свойства LP 40-365 позволяет только взрыв сверхновой, случившийся где-то в промежутке между пятью и 50 миллионами лет назад, на расстоянии в десятки световых лет от Земли.

Ранее сообщалось о том, что ученые обнаружили самую яркую сверхновую звезду во Вселенной. ASASSN-15lh в два раза ярче зафиксированного ранее максимума для сверхновых, в тысячи раз ярче "нормальных" суперновых и в 50 раз ярче нашей галактики Млечный Путь.