Ученые назвали извержения вулканов причиной древнего "конца света"

Ученые назвали извержения вулканов причиной древнего "конца света" Извержения вулканов выбросили в атмосферу пепел, который закрыл Солнце © instagram/gunarto_song
Потемнение Солнца и "конец света" в VI веке нашей эры были описаны в византийских хрониках.

Ученые заявили о том, что загадочный "конец света", потемнение Солнца и последовавшая за ними чума Юстиниана, которые были описаны в византийских хрониках, были вызваны извержениями вулканов. Следы извержений исследователи обнаружили во льдах Гренландии и Антарктики. Результаты исследований ученые опубликовали в журнале Climatic Change.

Как заявила Кристина Крюгер из университета Осло, "каждое из этих извержений, которые произошли в 536 и 540 годах, должны были сильно повлиять на жизнь цивилизаций в то время, и их эффект был усилен тем, что они произошли с промежутком всего в четыре года. Пока мы не знаем, какие вулканы были виновны в этом, но у нас есть несколько кандидатов на эту роль в Центральной и Северной Америке, а также Индонезии".

В 536, 537 и 540 годах нашей эры Прокопий и другие летописцы писали о загадочном "конце света" - эпизоде затмения Солнца, в ходе которого темное облако закрыло светило, что продолжалось несколько месяцев. С этим событием летописцы связывают различные катаклизмы: голод в Византии, эпидемию чумы 540 года и социально-политические волнения.

О причинах этого события ученые спорят уже давно. Некоторые исследователи связывали его с извержениями вулканов, которые выбросили в атмосферу большое количество пепла. Авторы нового исследования проанализировали летописные описания этого "конца света" и изучили образцы льда из Гренландии и Арктики, которые были образованы в то время.

Эти залежи льда содержат в себе большое количество серы и других соединений, которые в большом количестве содержатся в вулканических газах и пепле. Использовав доли этих соединений, ученые построили климатическую модель, которая описывала события 536 и 540 годов.

Модель показала, что двойное "почернение Солнца" привело к гораздо более серьезным последствиям, чем те, к которым могли привести оба события по отдельности. Его сила была максимальной за 1200 лет. В среднем, температура на Земле понизилась на два градуса Цельсия на несколько лет, а больше всего этот феномен затронул северное полушарие Земли, и в особенности северные широты, в том числе Скандинавию во время зимы, а также побережье Средиземного моря, Ближний Восток и Северную Африку – во время лета.

Описанные изменения вполне соответствуют данным древних летописцев.

Ранее ученые заявили о том, что падение астероида на мексиканском полуострове Юкатан повлекло за собой масштабные извержения вулканов на территории современной Индии. Значительное количество углекислоты и сероводорода в результате данных извержений попали в атмосферу и мировой океан, что привело к действительно глобальной катастрофе, в результате которой вымерли динозавры.