Тернистый путь отечественной аграрной реформы

13 ноября, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №43, 13 ноября-20 ноября

В современной истории Украину всегда позиционировали как аграрное государство, крупного производителя и поставщика сельскохозяйственной продукции на мировой рынок.

 

 

В современной истории Украину всегда позиционировали как аграрное государство, крупного производителя и поставщика сельскохозяйственной продукции на мировой рынок. 

Крестьянство неизменно было и остается важным элементом общества и как производитель материальных благ, и как сообщество, отличающееся особым укладом жизни. Развитие производственных отношений, смена экономических формаций постоянно требовали пересмотра основ, реформирования сельского хозяйства, приведения их в соответствие с уровнем производительных сил. Из истории известно, что войны, революции, реформы ускоряют процесс развития аграрной отрасли. Например, после крестовых походов начали широко внедрять черный пар; после Реформации в культуру введен картофель, расширилось внесение удобрений; одновременно с Великой английской революцией изобретены рядковая сеялка, конная мотыга, усовершенствованы способы обработки почвы; Великая французская революция способствовала внедрению культуры сахарной свеклы; политические изменения в Западной Европе в 1848–1849 гг. стимулировали массовое использование плодосмены и минеральных туков.

Украина, как и другие страны, также прошла свой путь реформирования сельского хозяйства. Наиболее масштабной и глубокой с точки зрения отношений собственности была аграрная реформа 1861 г., связанная с переходом к капиталистическому укладу в экономике в соответствии с манифестом Александра II от 3 марта (19 февраля) 1861 г, "О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей". В процессе этой реформы произошло существенное расширение хозяйствующих субъектов в отрасли. Кроме вчерашних помещичьих хозяйств, возникло множество крестьянских хозяйств путем раскрепощения крестьян, наделения их землей по определенным нормам, а также предоставления им права выкупа части помещичьих земель. Для сохранения возможности закрепления крестьян по месту проживания и хозяйствования был создан институт крестьянской общины, который, как оказалось впоследствии, стал одним из основных тормозов развития капиталистических отношений на селе. Однако в целом эта реформа позволила в довольно сжатые строки в начале ХХ века сократить более чем трехсотлетнее отставание отечественного сельского хозяйства от ведущих стран Европы.

Не менее важной в истории становления украинского крестьянства стала столыпинская реформа 1907–1917 гг., призванная развить инициативу и возможности наиболее активной части крестьянства. В результате этой реформы существенный толчок получило развитие фермерства за счет выхода части крестьян из сельских общин и формирования хуторских, территориально обособленных хозяйств. Для этого была создана мощная система поддержки через льготное кредитование покупки земли крестьянами. Именно эта реформа заложила основы частнокапиталистического крестьянского развития сельского хозяйства в большей части Украины.

Политика развития и укрепления частных крестьянских хозяйств проводилась и на западных землях Украины. Еще до реформы 1861 г. здесь было отменено крепостничество (в 1848 г.), затем в 1921–1929 гг. проведена платная передача крестьянам части государственных и помещичьих земель, были созданы фермерские хозяйства.

Наиболее радикальные изменения в сельском хозяйстве Украины произошли в результате революционных событий 1917 года в России. Уже в 1918 году была введена государственная монополия на землю, торговлю средствами производства и продукцией. Однако политика в поддержку крестьянских хозяйств, заложенная в процессе столыпинской реформы, была продолжена вплоть до повсеместной коллективизации сельского хозяйства, реализованной в 1929–1933 годах. Коллективизация предусматривала обобществление земли, средств производства, скота, труда крестьян и была направлена на полное уничтожение крупных и средних крестьянских хозяйств. На долгие годы колхозно-совхозная система стала доминирующей в сельском хозяйстве Украины, а крестьянские хозяйства стали выполнять функции исключительно "личных подсобных". 

Новые, соответствующие мировой практике, изменения в сельском хозяйстве Украины стали возможны только после обретения ею независимости и выбора рыночного пути развития. Уже в 1990 г. была провозглашена частная собственность на землю и земельная реформа, создавшая условия для возрождения частных крестьянских хозяйств.

В 1990 году в сельском хозяйстве Украины функционировало около 10 тыс. колхозов и 2 тыс. совхозов, которые были реформированы в другие рыночно ориентированные формы хозяйствования. Уже к 2002 году в отрасли функционировали более 43 тыс. фермерских хозяйств, 9,3 тыс. хозяйственных обществ, 4,1 тыс. частных сельскохозяйственных предприятий, 2,1 тыс. производственных кооперативов, только 570 государственных сельхозпредприятий и еще 2 тыс. организаций других форм хозяйствования. Все они были созданы в процессе реформирования колхозов и приватизации имущества совхозов путем передачи в коллективную собственность с последующим распаеванием сельскохозяйственных угодий, основных и оборотных средств, другого имущества сельхозпредприятий. Кроме того, на базе личных подсобных подворий, с привлечением распаеванных земли и имущества, сформировались около 5 млн личных крестьянских хозяйств, которые приняли на себя значительную ношу обеспечения продовольственной безопасности страны в период реформирования.

О масштабах аграрной реформы, охватившей практически все сельское население (в ней приняли участие сельские пенсионеры, работники социальной сферы села), свидетельствует тот факт, что более 6 млн бывших колхозников и рабочих совхозов получили в частную собственность земельные участки и другие средства производства для ведения товарного хозяйства. Практически заново была создана инфраструктура аграрного рынка. На смену государственным заготовительным предприятиям пришли товарные биржи, агроторговые дома, сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы.

Для вновь созданной экономической системы были разработаны действенные механизмы государственной поддержки в виде льготного фиксированного сельскохозяйственного налога, бюджетной компенсации кредитных ставок по банковским кредитам и стоимости приобретенной техники, освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость, залоговых закупок, товарных интервенций и другие.

Все это делалось на основании разработок отечественных ученых, которые оперативно изучали и обобщали имеющийся мировой и отечественный опыт, анализировали возможные варианты решений, просчитывали ожидаемые последствия на основе последних достижений мировой экономической теории и практики. Основная нагрузка в проведении этой масштабной работы легла на ведущее учреждение в сфере научных исследований экономики сельского хозяйства — Национальный научный центр "Институт аграрной экономики". Здесь в начале 1990-х гг. сформировался мощный научный коллектив, который в тесном сотрудничестве со специалистами отрасли, органов власти обеспечил подготовку необходимых документов, соответствующей организационно-разъяснительной работы. Оперативно и скрупулезно были подготовлены проекты законодательных актов: "О коллективном сельскохозяйственном предприятии", "О фермерском (крестьянском) хозяйстве", "Об особенностях приватизации имущества государственных предприятий в агропромышленном комплексе", "О сельскохозяйственной кооперации", "О государственной поддержке сельского хозяйства" и многие другие. 

Настольными книгами для первопроходцев рыночного сельского хозяйства стали подготовленные отечественными учеными "Рекомендации по реформированию колхозов и совхозов", "Рекомендации по организации деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств в Украине", "Рекомендации по созданию акционерных обществ в агропромышленном комплексе", "Пособие по реформированию сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий", практические пособия "Формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции", "Реформирование имущественных отношений в предприятиях АПК" и многие другие.

Все это содействовало позитивным изменениям в сельском хозяйстве страны, повышению его эффективности и конкурентоспособности. Украина не только обеспечила собственную продовольственную безопасность, но и утвердилась в мире как крупный и надежный поставщик сельскохозяйственной и продовольственной продукции. Наша страна является крупнейшим в мире производителем подсолнечного масла, занимает ведущие позиции по производству зерновых и ряда технических культур. А само сельское хозяйство, которое до начала массового реформирования было глубоко убыточным, стало стабильно прибыльным, как и должно быть в рыночной экономике. И производительность труда в отрасли выросла в разы.

Конечно, далеко не все проблемы отрасли решены. Предложенная отечественными учеными модель развития сельского хозяйства не лишена недостатков и нуждается в совершенствовании. До сих пор, по истечении почти четверти века, не утихают споры (и даже обвинения!) вокруг частной собственности на землю и внедрения рынка сельскохозяйственных земель, ликвидации изживших себя колхозов. Успехи отрасли слабо трансформируются в развитие сельских территорий, а заработанное зачастую не доходит до непосредственных производителей. Над этим еще нужно работать, в первую очередь агроэкономической науке.

Отдавая должное авторам и соавторам украинской модели многоукладного сельского хозяйства, основанной на частной собственности на средства производства, включая землю, ученый совет ННЦ "Институт аграрной экономики" выдвинул на соискание Государственной премии Украины в области науки и техники 2015 года научную работу "Трансформация аграрного сектора экономики Украины к рыночным условиям хозяйствования". Эта разработка включает почти 900 научных трудов, более 120 проектов законодательных и других нормативных актов, около 70 научно-практических рекомендаций и пособий производству, формирование многочисленной (76 докторов и 170 кандидатов наук) научной школы.

Учитывая успешность реализации научных разработок членов авторского коллектива, работа экономистов-аграрников "Трансформация аграрного сектора экономики Украины к рыночным условиям хозяйствования" заслуживает присуждения Государственной премии Украины 2015 года. Убежден, что положительное решение Комитета по государственным премиям в области науки и техники Украины станет мощным стимулом для успешных дальнейших поисков украинских ученых, которые делали и продолжают делать все для становления и процветания Украинского государства как полноправного члена европейского сообщества.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
  • UkrVatson UkrVatson 16 листопада, 01:22 Хотя бы не позорились своими "чего изволите-с" перед очередными власть придержащими. Четверть века после обретения независимости, и снова вопрос: Где законодательная база для рынка земли? Такого рынка, чтобы Украина не стала Аргентиной? Где концепции развития сельской инфраструктуры? Развития, а не стагнации, а тем более деградации. Или снова высасывание денег из нищего государства? Где концепция создания добавочной стоимости в сельской местности с отчислениями на саморазвитие этой сельской местности и занятия неизбежно освобождающейся рабочей силы? Вопросы есть, ответов нет. За это премия? согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно