Семь лет "Кьюриосити" на Марсе

Фото
Исполнилось семь лет с момента начала трудовой вахты марсохода "Кьюриосити", также известного под названием "Марсианская научная лаборатория НАСА

За это время аппарат преодолел 21 км в кратере Гейла и сделал немало научных открытий о Красной планете.Изначально предполагалось, что миссия марсохода, работающего на ядерной энергии, продлится около двух лет (или один марсианский год), но в декабре 2012 года было решено не ограничивать по времени его работу и эксплуатировать "Кьюриосити" до полной выработки его ресурсов.

За этот период робот сделал много важных наблюдений. Сейчас научное общество уже свыклось с мыслью о наличии воды на Марсе, но в 2013 году это открытие стало откровением. "Кьюриосити" обнаружил высохшее русло реки и речную гальку, выяснил, что Гейл в прошлом был огромным озером, и пришел к выводу, что в марсианском грунте присутствует неожиданно высокое количество воды. По мнению специалистов, это может оказаться на руку будущим колонистам Марса.При анализе грунта стало понятно, что когда-то на Красной планете могла быть жизнь, поскольку были обнаружены необходимые для этого химические элементы - углерод, водород, кислород, азот и сера.По мнению ученых, много лет назад в воде могли существовать простейшие микроорганизмы. Но найти непосредственные доказательства жизни на Марсе пока не удалось.
За время своей миссии "Кьюриосити" неоднократно фиксировал выбросы метана в атмосферу планеты. Ученые уже давно не могут прийти к согласию о его происхождении. Исход этого спора может повлиять на наши представления о возможности существования органической жизни за пределами Земли. Дело в том, что в земных условиях метан на 90-95% имеет чисто органическое происхождение, то есть является продуктом жизнедеятельности бактерий. Лишь небольшая его часть образуется в результате тектонических процессов в мантии Земли.
На основе данных с марсохода ученые пришли к выводу, что на Красной планете присутствуют сложные органические соединения, возраст которых может превышать 3 тыс. лет. Вопрос об их происхождении остается открытым, и пока неизвестно, являются ли эти соединения остатками организмов, результатом химической реакции с различными породами или они попали на Марс вместе с кометами и другими космическими объектами. По мнению ученых, возможен любой из этих вариантов.Еще до начала миссии "Кьюриосити" было известно, что атмосфера Марса отличается от привычной нам земной, но ровер сумел показать, насколько красивы марсианские закаты. Если на нашей планете днем небо голубое, а закат окрашивается в красный цвет, на Марсе все наоборот: днем небо красное, а закаты - голубые.
Это происходит потому, что во время заката на Земле волны света, относящиеся к синей части спектра, рассеиваются молекулами газа в атмосфере. На Марсе их не так много. Вместо этого там есть пыль, которая рассеивает красные волны, в результате чего небо окрашивается в голубой, когда Солнце садится.
По словам руководителей проекта, марсоход остается работоспособным и еще некоторое время сможет изучать Красную планету.