С чьего голоса?

13 ноября, 2015, 00:00 Распечатать

Библиотечная отрасль Украины уже давно нуждалась в положительных реальных, системных и последовательных решениях. И такой долгожданный документ появился. Однако, как выяснилось, он стал только еще одним "детективом" — по-другому его воспринимать не могу.

 

До кого говорить...

Павло Тычина (1925 г.)

Библиотечная отрасль Украины уже давно нуждалась в положительных реальных, системных и последовательных решениях. И такой долгожданный документ появился. Однако, как выяснилось, он стал только еще одним "детективом" — по-другому его воспринимать не могу.

Министерство культуры Украины отвечает за всю систему, в состав которой входят 53 тыс. человек и 40 тыс. учреждений, подчиненных 20 ведомствам. К сожалению, по объективным причинам оно не в состоянии реально улучшить ситуацию для библиотечных работников, которые ежедневно незаметно за мизерную зарплату сохраняют идентификацию нации в виде книг. Такая "финансовая признательность" со стороны государства не повлияла на выполнение их функций, и они не провалили, в отличие от ответственных за гуманитарную составляющую в государстве (многие из них и сегодня при власти), свою законодательно признанную функцию формирования национально сознательных граждан страны. За это, как ни странно, их в который раз за последние семь лет хотят "нивелировать" весьма циничным образом. 

Первый тревожный "звонок" прозвучал после правительственного законопроекта №3077 "О внесении изменений в Закон Украины "О библиотеках и библиотечном деле" от 28 августа 2008 г., когда, по инициативе "заинтересованных", путем замены понятия "научность" на "информационную работу" фактически отменялись все преференции для специального типа библиотек Украины (а эти книгохранилища, благодаря энтузиазму, одни из самых мощных в государстве и действуют вне влияния Министерства культуры Украины). Появляется еще более откровенно циничный законопроект №3084 от 14 сентября 2015 г. "О проекте Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины по усовершенствованию системы государственного управления в книгоиздательской сфере". Его авторами выступили народные депутаты Украины Н.Княжицкий, С.Тарута, М.Матиос, В.Денисенко и И.Подоляк. Текст нового законопроекта был предоставлен только в день его принятия в первом чтении. До тех пор никто другой его не видел!

К сожалению, как и в случае с предыдущим документом, снова в заблуждение вводится председатель Комитета по вопросам культуры и духовности парламента Н.Княжицкий, которого лично знаю как порядочного человека уже не один год. Высказывал собственное обоснованное видение будущего библиотечной отрасли в ходе его встречи с коллективом Национальной научной сельскохозяйственной библиотеки НААН 30 сентября 2015 г. Но… Появление новой редакции статьи 26 Закона Украины "О библиотеках и библиотечном деле", в которой финансирование всех библиотек Украины предусматривается через так называемый Украинский институт книги, более того — статьи 26 Закона Украины "Об издательском деле", которой этот же институт устанавливается заказчиком всей издательской продукции в стране и распорядителем соответствующих средств, — не просто настораживает, а побуждает спросить: под кого конкретно концентрируется такое количество бюджетных средств в "ручном управлении"? Не говоря уж о решении вопросов дальнейшего развития библиотек: кадровых, комплектования, технического переоснащения, гарантий и т.п., если финансирование не увеличится и будут созданы предпосылки для очередных "оптимизаций". Ведь не следует забывать, что, согласно статье 5 Закона Украины "О библиотеках и библиотечном деле", по назначению они делятся на публичные, специальные и специализированные с соответственно утвержденными "уставами" и узаконенным подчинением. 

По моему убеждению, объединять книгоиздание для получения заветных сверхприбылей и библиотечное дело с его нынешними реалиями — это то же самое, что скрещивать ежа и носорога! К тому же, собственно, название новообразования — Украинский институт книги (даже со ссылкой на опыт Польши) — недостаточно удачное и, тем более, новое для Украины. Известно, что в 1922—1936 гг. существовал Институт книговедения АН УССР, который финансировался по линии Наркомата образования УССР и был ликвидирован за националистические проявления. В 2014 г. такого типа учреждение начало свою деятельность при Национальной библиотеке Украины имени В.Вернадского НАНУ. Может, стоит использовать лучшее из собственного опыта, а не искать "пророка" где-то на чужбине? 

Убежден, что если бы очередное "новшество" декларируемой европейской благодати" проходило через соответствующую процедуру согласований правительственных законопроектов, то такой бы наглости чиновничьего произвола не случилось, и библиотеки и библиотечное дело все же получили бы независимое и заслуженное национальное агентство.

В письме-ответе заместителя министра культуры Украины Р.Карандеева №1420/9-2-10-15 от 16 октября 2015 г. отмечается, что межведомственный координационный совет по вопросам развития библиотек и библиотечного дела создан, а Стратегия развития библиотечного дела до 2025 г. — разработана. И уже никто не вспоминает, что их появление стало результатом поручения вице-премьера А.Сыча на совещании 25 марта 2014 г. согласно нашему письму №264 от 5 марта 2014 г. И совсем не принимается во внимание основной вывод: "…учитывая процессы децентрализации власти, происходящие сегодня в стране, и социально-экономическую ситуацию, создание отдельного органа по вопросам библиотек неактуально". Кроме того, положения постановления Кабинета министров Украины №65 от 1 марта 2014 г. о запрете создавать новые учреждения тоже никто не отменял.

Возникает логичный вопрос: как относиться к законопроекту №3084 от 14 сентября 2015 г.?! Второпях, лишь бы успеть до принятия государственного бюджета на 2016 г., без широкого обсуждения, "с голоса" принимать такие важные законодательные решения в условиях реального парламентского кризиса недопустимо, это вопиющий факт произвола!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 11
  • Lyubov_Dubrovina Lyubov_Dubrovina 17 листопада, 13:18 У Законопроекті багато протиріч та неузгоджень. В. Вергунов об’єктивно піднімає ці питання, в тому числі і про порушення процедури публічного обговорення. Так, у змінах до Закону «Про державну підтримку книговидавничої справи в Україні» вводиться ст. 7, де йдеться про те, що “Інститут української книги відповідає за реалізацію державної політики в сфері книговидання, створення видавничої продукції, її розповсюдження та використання”. Тобто, охоплюється вся книговидавнича продукція без винятку, в тому числі й наукову та науково-інформаційну, а в ст. 8, йдеться вже не про всю продукцію, а про літературну спадщину і літературні твори, а надалі – “фінансування книговидавничої діяльності” повністю підміняє поняття “фінансування діяльності бібліотек”, що є просто неприпустимим і буде мати негативні наслідки для бібліотек, які сьогодні виживають винятково за рахунок ентузіазму невеликої кількості бібліотечної інтелігенції, патріотів української бібліотечної справи, науки і культури. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно