Где выход из "темной комнаты"

16 февраля, 16:33 Распечатать Выпуск №6, 17 февраля-23 февраля

Как помочь инженеру адаптироваться на рынке.

Нужны ли молодым украинским инженерам и ученым знания о рынке? 

Кто-то скажет: "Странный вопрос". А кто-то просто пожмет плечами. Преподаватели же технических университетов промолчат: мол, для чего им нужна дополнительная нагрузка? 

Возможно, ситуация не настолько уж критическая? Поэтому давайте по порядку. Украина строит рыночную экономику, ориентированную на конечный продукт — товар, который надо продать. То есть в реальности создается система, охватывающая подготовку кадров (университеты), производство (бизнес) и продажу (бизнес). Эти элементы системы связаны между собой тесной обратной связью. Если один элемент начинает пробуксовывать, вся система тормозит.

Рассмотрим базовый элемент системы — подготовку кадров в университетах. Ситуация напоминает пример с "темной комнатой". На "входе" абитуриенты выбирают специальность, не имея полной информации о том, где они применят полученные знания. А на "выходе" университет продает покупателям (бизнесу, научным институтам) молодых специалистов — или те самостоятельно решают вопросы трудоустройства. Причем фактический КПД технических университетов составляет 10–20%, т.е. именно столько их выпускников устраивается по полученной специальности (Полторак В. Освітній маркетинг в умовах розвитку ринку освітніх послуг в сучасній Україні. Український соціологічний журнал. 2013. № 1–2,
с. 24–29).

В то же время количество продавцов на рынке образовательных услуг, т.е. технических университетов, в Украине за годы независимости существенным образом не изменилось. Следовательно, конкуренция за потенциальных абитуриентов усилилась. Для стимулирования заинтересованности абитуриентов на кафедрах, кроме базовой специальности, начали создавать специализации. Какое-то время это спасало вузы и их кафедры. Но если проследить пути, которые выбирали молодые "технари" после окончания вуза, картина окажется неутешительной. Немало выпускников-технарей идут работать не по полученной специальности, а в торговлю, дополнительно изучая внешнеэкономическую деятельность, юриспруденцию и т.п.

Теперь о покупателях инженерно-научных молодых специалистов. После обретения Украиной независимости спрос на отечественную машиностроительную продукцию, как на внутреннем, так и на внешних рынках резко уменьшился. Это привело к закрытию и ликвидации многих машиностроительных предприятий. Их оборудование просто порезали на металлолом и отправили на экспорт в Турцию. Зарождающийся бизнес приватизировал определенное количество машиностроительных предприятий, но далеко не все они дожили до ХХI в. Такие же процессы имели место и в научных учреждениях. Они, так сказать, "сжались", поскольку спрос на новые технологии от промышленного бизнеса существенным образом уменьшился. Да и государство постоянно экономит на науке. Кто более ловкий, начал экспортировать свои разработки, т.е. коммерциализировать их. Создавались научно-производственные предприятия. В результате спрос на инженерные кадры в современной Украине существенным образом ослабел. 

А теперь об объекте торговли — абитуриентах. Демографическая ситуация в Украине за времена независимости ухудшилась. За период с 1990-го по 2016 гг., по данным Госкомстата Украины, население в стране уменьшилось на 17%, а доля возрастной группы 0–17 лет — на 43%. Таким образом, на фоне ухудшения экономической ситуации в Украине становится меньше абитуриентов, несмотря на практически стабильное количество технических университетов.

Возникает старый, как мир, вопрос: что делать? Что надо делать для заполнения аудиторий в университетах, и что делать для расширения возможностей при трудоустройстве молодых бакалавров и магистров? 

Во-первых, считаю, что необходимо знакомить студентов с рынком товаров/услуг, связанных с базовой специальностью. Это предусматривает предоставление информации об игроках рынка оборудования, приборов, химических товаров и т.п. На практике это может быть или отдельный курс, или раздел в курсе "Профессиональное оборудование или технологии". Понятно, что подготовка такого курса требует сотрудничества преподавателя-технаря с преподавателем-маркетологом. 

Во-вторых, предлагается начать курс "Системный менеджмент", составляющими которого являются три блока: аналитика товарных рынков, дизайн-мышление и управление проектами. Во время чтения раздела "Аналитика товарных рынков" слушатель получит информацию об использовании инструментов для исследования рынков конкретных товаров, а также ознакомится с рынком товаров (производство, экспорт, импорт, игроки) в соответствии с базовой специальностью. В разделе "Дизайн-мышление" слушатель получит информацию об алгоритмах решения проблем как в бизнесе, так и в науке. А именно — он научится оценивать реальность, генерировать идеи, анализировать концепции и отбирать проекты для реализации. И завершающим разделом является "Управление проектами" — его изучение позволит будущему специалисту грамотно реализовывать проекты, которые будут инициированы в процессе процедуры дизайн-мышления. В целом это позволит расширить базу компетенции молодых специалистов для ее качественного использования в реальных условиях украинского рынка, а также даст больше возможностей для определения своего места на рынке труда.

Таким образом, внедрение этих новаций в комплексе с углублением подготовки по информационным технологиям в сфере украинского высшего образования значительно расширит базу компетенций молодых бакалавров и магистров, а также позволит повысить КПД их трудоустройства, особенно с учетом внедрения концепции "Индустрия 4.0". 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно