Астрономы установили "размазанность" во времени шестикратного квазара

Астрономы установили "размазанность" во времени шестикратного квазара Шестикратный квазар оказался "размазанным" во времени © N+1
Две из шести точек квазара видны с разницей во времени почти два года.

Астрономы из Гарвард-Смитсоновского центра физики провели исследование отставаний между отдельными лучами квазара SDSSJ2222+2745, в ходе которого оказалось, что шесть гравитационно линзированных изображений, из которых состоит система, представляют собой один и тот же объект, видимый одновременно в шести точках своей эволюции во времени. Причем, две из этих точек видны с отставанием во времени почти в два года. Сообщение об открытии было размещено в пресс-релизе центра астрофизики.

Ученые наблюдали за квазаром с момента его открытия в 2012 году. Используя сильную неоднородность излучений системы, астрономы смогли определить временные разрывы между одинаковыми событиями. Согласно расчетам ученых, первыми достигают Земли лучи изображения С, затем изображения А, а последними доходят лучи изображений B, D, E и F. Установить точные временные интервалы удалось только для изображения А, В и С. Они составили соответственно 722±24 и 47.7±6.0 дней.

Читайте также: Трагедия Донбасса уменьшила шанс повторения таких событий в другой части Украины – эксперт

N+1

Причиной, по которой изображения в гравитационно линзированной системе оказываются разделены во времени - неоднородность кластера галактик, ответственного за линзирование. Из-за того, что его гравитационное воздействие на свет различно в разных точках пространства, свет идет к изображениям по путям с разной "длиной". Определив отставания, астрономы планируют использовать их для изучения распределения плотности вещества в кластере.

Линзированные кластерами галактик квазары наблюдаются довольно редко, в своей работе авторы говорят всего о трех известных примерах таких систем. Вместе с тем, в каталоге известных гравитационных линз Master Lens Database содержится около 120 систем, где квазары линзируются галактиками. При этом также могут возникать различия во времени между отдельными изображениями, однако, как отмечают астрономы, различия в них не превышают нескольких недель.

Ранее сообщалось о том, что астрономы обнаружили две черные дыры в центре ближайшего к Земле квазара. Центральная черная дыра в 150 раз тяжелее массы Солнца, а ее спутница тяжелее Солнца в четыре миллиона раз. Полный оборот вокруг друг друга объекты совершают за 1,2 года.