Астрономы обнаружили в Млечном Пути еще одну черную дыру

Астрономы обнаружили в Млечном Пути еще одну черную дыру В Млечном Пути найдена еще одна черная дыра © NASA
Масса черной дыры в 10 тысяч раз больше массы Солнца.

Японские астрономы обнаружили в созвездии Стрельца черную дыру, масса которой превосходит массу Солнца в 10 тысяч раз, что делает ее "зародышем" сверхмассивной черной дыры. Выводы исследователей были опубликованы в журнале Nature.

Наблюдения за первыми эпохами жизни Вселенной показывают, что сверхмассивные черные дыры массой в несколько миллиардов Солнц существовали уже в первых галактиках мироздания, что было бы невозможно, если бы они начали расти с "нуля", как считали ученые раньше. По этой причине астрономы достаточно давно ищут так называемые "черные дыры промежуточной массы", которые могли возникнуть в ходе прямого коллапса видимой или темной материи и послужить "зародышами" для рождения сверхмассивных дыр.

На данный момент главным кандидатом на роль черной дыры промежуточной массы является черная дыра X-2 в галактике M82, открытая еще в 2006 году.

По словам исследователей, изучение и поиск этих "потерянных звеньев" осложняется тем, что они, как и большинство "обычных" черных дыр, фактически являются невидимыми для нас, так как они притягивают и поглощают слишком мало материи, чтобы сформировать светящийся диск аккреции, окружающий сверхмассивные черные дыры. Фактически, их присутствие в том или ином уголке космоса можно зафиксировать лишь по тому, как они влияют на движение близлежащих звезд и других сгустков материи.

Руководствуясь этой идеей, японские астрономы уже почти десять лет наблюдают за светилами и газопылевыми облаками, движущимися необычно быстро по сравнению со своими ближайшими соседями. Несколько лет назад их внимание привлекло облако CO–0.40–0.22 – относительно плотное скопление газа диаметром в 15 световых лет, вращающееся вокруг центра Галактики на расстоянии в 180 световых лет от сверхмассивной черной дыры Sgr A*.

Наблюдая за ним при помощи радиотелескопа ALMA, ученые обнаружили, что потоки газа в нем движутся аномально быстро, гораздо быстрее других объектов в центральной части Млечного Пути. Наблюдая за ними дальше, ученые пришли к выводу, что газ вращается вокруг очень плотного и тяжелого компактного объекта в центре CO–0.40–0.22, невидимого для ALMA.

Проследив за ним при помощи других телескопов, японские ученые обнаружили, что "невидимка" в центре облака излучает небольшое количество рентгеновских волн. Их спектр был почти идентичен тому, который вырабатывала Sgr A*, но их плотность была примерно в 500 раз меньше, чем у главной черной дыры Млечного Пути.

Подобные результаты наблюдений натолкнули ученых команду на единственный возможный вывод – им удалось найти "зародыш" сверхмассивной черной дыры, чья масса выше солнечной, как показывают расчеты ученых, примерно в 10 тысяч раз. Это делает ее крупнейшей черной дырой Млечного Пути после Sgr A* (4-5 миллионов Солнц).

Ранее NASA представило видео уничтожения звезды черной дырой. На видео изображен момент так называемого "приливного разрушения", которое находится в центре галактики, расположенной на расстоянии 290 миллионов световых лет от Земли.