Астрономы обнаружили самую древнюю черную дыру

Астрономы обнаружили самую древнюю черную дыру Черная дыра появилась спустя 690 миллионов лет после Большого взрыва © NASA
Квазар появился спустя 700 миллионов лет после Большого взрыва.

Международная группа астрономов открыла самую древнюю из известных черных дыр. Объект располагается на расстоянии 13 миллиардов световых лет от Земли и существовал уже спустя 690 миллионов лет после Большого взрыва. О своем открытии исследователи сообщили в Astrophysical Journal Letters.

В ходе исследования ученые занимались поиском древнейших квазаров Вселенной – ярчайших источников излучения в ядрах галактик. Считается, что находящиеся здесь сверхмассивные черные дыры активно поглощают вещество, образуя раскаленный аккреционный диск, светящийся исключительно мощно. Такую находку сделали и на этот раз в данных космического ИК-телескопа WISE, а затем проведя наблюдения на 6,5-метровом телескопе Magellan, расположенном в Чили.

По оценке ученых, яркость квазара в 40 триллионов раз превосходит сияние Солнца, а масса – в 800 миллионов раз больше солнечной. Такие объекты интересны ученым сразу со многих сторон. В частности, они являются "естественным рентгеном", излучение которого "просвечивает" Вселенную на колоссальных расстояниях. По характерным изменениям в излучении можно узнать о тех взаимодействиях, которые фотоны испытали за долгое время своего путешествия.

Как отмечают ученые, такие квазары особенно важны, поскольку могут дать представление о ранних этапах существования Вселенной – эпохи реионизации, которая проходила между 550 и 850 миллионами лет после Большого взрыва. К этому периоду относится и найденный квазар. Судя по его излучению, водород в окрестностях квазара существует еще в нейтральной форме и собственно реионизации – повторного отрыва электронов от ядер водорода – к тому моменту еще не произошло.

Ранее NASA представило видео уничтожения звезды черной дырой. На видео изображен момент так называемого "приливного разрушения", которое находится в центре галактики, расположенной на расстоянии 290 миллионов световых лет от Земли.