Астроном обнаружили протолунный диск у далекой планеты

Астроном обнаружили протолунный диск у далекой планеты Из диска вокруг экзопланеты формируется система спутников © Naked Science
Диск похож на тот, из которого были образованы спутники Юпитера.

Астрономы из Университета Райса с помощью телескопов ALMA впервые смогли рассмотреть протолунный диск у экзопланеты. Как сообщает Naked science, диск похож на тот, из которого были сформированы спутники Юпитера.

В ходе исследования ученые наблюдали за планетой PDS 70 c – это газовый гигант, который все еще формируется. Он находится на расстоянии 370 световых лет от Земли и впервые была обнаружен в прошлом месяце.

Планеты формируются из дисков газа и пыли вокруг звезд, и если планета достаточно велика, она может сформировать собственный диск, поскольку собирает материал на своей орбите вокруг звезды. Например, Юпитер и его спутники - это небольшая планетная система, вращающаяся вокруг Солнца, и считается, что спутники Юпитера образовались из околопланетного диска, когда сам гигант был очень молод.

Исследования показывают, что околопланетные диски существуют всего 10 миллионов лет, поэтому пока наблюдать их не получалось. В ходе же нового исследования ученые изучили радиосигналы с длиной волны 855 микрометров, которые показали наличие пылевых зерен по всей звездной системе PDS 70.

Ученые обнаружили большое газопылевое скопление вокруг планеты PDS 70b. На основании полученных данных, астрономы смогли визуализировать расположение диска, его размеры и форму. В дальнейшем исследователи намерены подробнее изучить систему и заняться поиском новых протолунных дисков.

Ранее ученые заявили о том, что одно из колец Урана обладает странной формой: не круглой или эллиптической, а скорее треугольной. Такая форма обусловлена орбитальным резонансом с одним из внутренних спутников – Крессидой.