В плену четырех империй, или о корнях расизма в России и об опасности его всходов на Востоке и Юге Украины

04 августа, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск № 30, 4 августа-19 августа 2006г.
Отправить
Отправить

Гитлер, чья расистская идеология национал-социализма поначалу опиралась главным образом на антис...

Гитлер, чья расистская идеология национал-социализма поначалу опиралась главным образом на антисемитизм, наверняка удивился бы столь широкому распространению антисемитских и расистских настроений в сегодняшней России. Больше 42% граждан России выступает за ограничение влияния евреев в органах власти, политике, бизнесе и других сферах, 28% — вообще за ограничения проживания евреев, 60% — за выселение кавказцев. Это страшные цифры. Но почему ксенофобия и антисемитизм так распространены в России, где еще пятнадцать лет назад активно пропагандировали идеи интернационализма, а сегодня продолжают культивировать победу во Второй мировой войне над фашизмом? Такие причины, как ухудшение материального положения, миграция и «фантомные боли» после развала СССР не убеждают. Многие соседние с Россией страны имеют те же проблемы, но там нет такого размаха ксенофобии и антисемитизма. На наш взгляд, главная причина — неудачный выбор идей развития самого российского общества: синдром империи.

Синдром империи и расизм

После развала СССР рост национального самосознания в России вместо формирования нового свободного многонационального сообщества трансформировался у немалой части населения в иллюзорные идеи восстановления империи как необходимого фактора возвращения былого «величия» и объединяющего фактора народов, проживающих в стране. Этот процесс был поддержан правящими элитами и политтехнологами, надеявшимися на рецидив сознания населения окружающих стран-соседей и последующего их присоединения к РФ.

Каждая элита (коммунистическая, национал-патриотическая (или монархическая), евразийская и даже демократическая) опиралась на свой тип «ностальгии», но их объединяет одно — империя. Фактически в качестве общенациональной идеи одновременно использовался симбиоз образов сразу трех типов империй — «красной», «белой» и «евразийской».

Коммунистический тип элит эксплуатировал ностальгию части населения как внутри страны, так и в бывших союзных республиках. Национал-патриотический, или монархический — питал амбиции высоколобых интеллигентов и национал-патриотов, занявшихся литературно-философским перелицовыванием идей бывшей царской «тюрьмы народов» в благозвучные символы. Евразийский тип пытался придать всему этому симбиозу еще некий особый сакрально-мистический смысл мессианства и исторической неизбежности, т.н. евразийства.

Не замечая саморазрушительной природы этих империй, идеологи сей мешанины фактически вместо поимки в сети бывших союзных республик, постепенно идеологически загоняли Россию в другие сети — расистские. Каждая из перечисленных империй подразумевала свой тип присущих им идей ксенофобии, превосходства русской нации над другими, в конечном счете выходя на фашистские теории высшей арийской расы. Именно эти идеи сегодня превратились в России в «движущую силу большого народного движения».

Что касается четвертой империи, то многие наверняка помнят, как накануне последних выборов в российскую Госдуму известный демократ Анатолий Чубайс разразился прожектом о «либеральной империи» на постсоветском пространстве. Заметьте: не о построении нормального демократического общества в самой России, а именно империи. Но сегодня российские демократы об этом политтехнологическом ляпе не вспоминают. Хакамада, Каспаров, Новодворская и другие российские демократы, по их словам, видят Украину и Россию добрыми и независимыми соседями.

Обыкновенный фашизм

Расизм как побочный продукт имперских идей прочно засел в российском обществе. Как следствие движение скинхедов в России приобретает все более массовый и неконтролируемый характер. Сегодня оно (насчитывающее 150—200 тысяч человек) представляет сетевую структуру с большой автономностью и жесткой дисциплиной внутри каждой группы. Идеологически это движение опирается на самые одиозные расистские теории. Среди источников не только «Моя борьба» Адольфа Гитлера — скинхеды ориентируются на более проработанные «учебники» по неоязычеству, неоарийству наподобие «Удара русских богов» и другие. (Так, в ходе недавнего дела Коптева, порезавшего несколько человек в московской синагоге, адвокаты в поисках оправданий обвиняемого указали на «Удар русских богов», как источник «сдвига».)

Скинхеды имеют свою культуру, встроены в общество и фактически имеют все возможности для развития. К их услугам масса расистской литературы, огромное количество интернет-сайтов, многочисленные рок-группы с разнообразным набором нацистских и расистских песен. Причем играют рок-группы не на стиральных досках, а на добротной фирменной аппаратуре. Диски с их песнями распространяются и на юго-востоке Украины.

Взять к примеру нацистскую группу «Банды Москвы» с ее песнями «Белая борьба» («пусть будет белой наша страна…»), «Белый волк» («сколько еще предстоит нам сражений, сколько еще будет литься арийская кровь, арийцы спасут свой народ от всех унижений…»), «Отряды НС» («отряды НС шли по земле, борясь с красной мразью… Арийский народ непобедим»). Или песни рок-группы Ф.Волкова «Безумные усилия» («Нас все чаще преследует черный цвет, но мы ведь родились с белой кожей. Для черных в белом мире места нет…»), «Бритоголовые идут» («Изменилась Россия, изменилась страна, стало много кавказцев, поднял голову негр…»). Список групп можно продолжить.

При всей автономности и закрытости организации скинхедов относительно легко взять под контроль, например спецслужбам, и посредством их лидеров массово использовать в определенных целях. В печати уже не единожды освещались факты эксплуатации отрядов скинхедов политическими структурами в разных российских городах для оказания давления, создания беспорядков. СМИ утверждают, что в России под патронатом властей создаются движения-клоны, якобы предназначенные стать антиподами скинхедам. Однако их кредо — евразийский национализм. А он зачастую служит ширмой для сторонников антисемитских и расистских идей. Как, например, это происходит в случае с движением «Местные», действующим в Московской области.

Отдельная тема — чиновничий расизм и ксенофобия. Для того чтобы понять серьезность этой проблемы, приведем в пример вопиющую ситуацию с положением турок-месхетинцев в Краснодарском крае, где бесчинствам местных казаков открыто потакает местная власть. Так, осенью 2001 года в Краснодаре на конференции общественно-политического движения «Отечество» губернатор Александр Ткачев заявил:
«На Кубани нет места для цыган, турок-месхетинцев, курдов и инакомыслящих». Дело дошло до того, что демократические страны, в частности США, предоставляют пяти тысячам турок-месхетинцев убежище.

Есть ли опасность расизма в Украине?

Проявления антисемитизма в выступлениях руководства МАУП известны и осуждены в обществе. Показательно, что на недавних парламентских выборах партии, допускавшие антисемитские высказывания (в частности, Украинская консервативная партия), набрали около 0,1% голосов. Это дает основания говорить, что хотя в городах Украины и можно встретить ксенофобские надписи, сегодня подобные идеи не находят поддержки в обществе. Украина не была империей, и, надо думать, опасности возникновения расизма на этой почве нет.

В то же время нельзя не учитывать, что Восток и Юг Украины находятся под серьезным влиянием российского информационного поля. Поэтому здесь следует опасаться появления и развития проимперских настроений с последующим развитием на их основе нацизма, расизма и ксенофобии. Тем более что в Украине целенаправленно действуют организации, прямо или косвенно способствующие таким настроениям.

Так, в 2005 году в России был окончательно оформлен мощный проект «Международного евразийского движения» и его молодежного крыла «Евразийского союза молодежи» (ЕСМ), построенного на вариациях взглядов об антагонизме Запада и Востока, «морской» и «сухопутной» рас, противостояния славян и неславян. (Примечательно, что сторонники этого движения принимали участие в известном ноябрьском нацистском марше в Москве.) Международный характер движения, его сетевой, полурелигиозный принцип построения, позаимствованный у тоталитарных сект, несет угрозу распространения в Украине этого особого типа расизма. В Феодосии была уже не первая проба сил и этого движения: в состав совета ЕСМ на учредительном съезде 26 февраля 2005 года вошли лидер «Братства» Дмитрий Корчинский, лидер прогрессивных социалистов Наталья Витренко и небезызвестный Александр Дугин — «идеолог евразийст-ва и антиглобализма».

Вывод один: проимперские настроения несут серьезную угрозу национальному миру в России и грозят ей катастрофическим разрушением. Украину эти процессы, пусть и в гораздо меньшей степени, могут также затронуть. Украина может помочь спасти Россию, навсегда похоронив ее проимперские амбиции и надежды на их осуществление. И чем раньше это будет сделано, тем легче будет процесс выздоровления общества России, тем раньше там смогут одержать победу действительно демократические силы, с которыми легко найдут общий язык и Запад, и Восток Украины.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК