ПО ПУТИ ИЛИ ПО ТРОПИНКЕ ПОЙДЕТ УКРАИНСКИЙ ТУРИЗМ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ НОВОГО ЗАКОНА О НЕМ

23 января, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 3, 23 января-30 января 2004г.
Отправить
Отправить

У кого-то 1 января — праздник, начало нового витка жизни. А у меня — головная боль и желание, чтобы оно как можно дольше не наступало...

У кого-то 1 января — праздник, начало нового витка жизни. А у меня — головная боль и желание, чтобы оно как можно дольше не наступало. Ибо с этого дня я должен начинать жить по новому закону. Правда, я и до этого отличался законопослушанием, но тогда было хоть более или менее ясно, соблюдения каких правил игры от меня требуют. А теперь, скорее всего, придется либо подстраиваться под чужие, что не обойдется без ломки, либо митинговать, либо вынужденно играть по собственным правилам. А последнее уже чревато конфликтом с правоохранительными органами. Да и родное государство не хотелось бы обманывать — хотя бы и вынужденно.

Я — обычный среднестатистический директор среднестатистического украинского туристического предприятия. Из тех, кто не первый год на рынке, регулярно сдают отчетность во все положенные инстанции и потихоньку, по мере сил и возможностей, пытаются расширять доселе скромные масштабы своей деятельности, создавать новые туры. Стараниями таких, как я, укрощаются, пусть не всегда успешно, цены на путешествия, увеличивается выбор предложений. Мой круг клиентов достаточно стабилен, ведь отношусь я к ним ответственно и серьезно. А потом, к чему «кидать» тех, кто обеспечивает мне и моим немногочисленным сотрудникам и членам их семей какой-никакой, но все-таки кусок хлеба?

Украинскому туристу, нежащемуся сейчас под солнышком где-нибудь на берегу Красного моря, наплевать на законотворческие коллизии вокруг его отдыха. Он хочет просто отдыхать и ни о чем особенном не думать. Что, разумеется, в высшей степени справедливо. Думать должны я и мне подобные предприниматели от туризма. И, смею заверить, мы это делали не менее усердно и до судьбоносного 1 января 2004 года, когда вступил в действие новый Закон «О туризме», вызвавший, как теперь принято обтекаемо говорить, неоднозначную реакцию. Преподнесенный как изменения к прежнему закону, который переписали практически полностью, он, несмотря на активное неприятие и более того — осуждение многими моими коллегами, был все-таки принят. Сегодня среди его создателей и «проталкивателей» царит сплошная эйфория — в отличие от тех, кому не дают покоя мысли: как жить и работать дальше, как удержаться на плаву. Уж больно непохож новорожденный закон на мало-мальски надежную опору и поддержку или хотя бы на спасательный круг для тех, кто пытается уцелеть в и без того бурных водах отечественного турбизнеса. Скорее наоборот.

За последние полгода на страницы печатных изданий, в теле- и радиоэфир пролился обильный дождь комментариев, живописующих открываемые этим законом светлые перспективы украинского туризма и райские кущи для тех, кто будет пользоваться его услугами. В каких же конкретных переменах и результатах все это будет материализоваться? Именно конкретных, потому что красивой риторикой об Украине как «туристической Мекке» и «туристическом Клондайке» читателей и слушателей кормят уже не первый год, без сколько-нибудь видимых улучшений в использовании этого потенциала.

Так вот, если отбросить словесный антураж, в числе главных перемен, которые несет закон, надо упомянуть, во-первых, жесткое деление предприятий на туроператоров и турагентов и определение туризма как исключительного вида предпринимательской деятельности; во-вторых, резкое сокращение количества субъектов, которые этим видом занимаются.

О первом скажу ниже, а вот в отношении второго картина получается прямо дивная и в высшей степени «обнадеживающая» меня и, полагаю, большинство моих коллег. Судите сами: «в результате отбора на рынке останется 40% ныне действующих в этой отрасли субъектов хозяйствования».

Это не мои предположения. Это дословное цитирование из интервью «Зеркалу недели» председателя Гостурадминистрации Валерия Цыбуха (см.№46 от 29 ноября 2003 года). Что, видимо, следует понимать так: свой рапорт о выполнении нового закона руководитель отрасли и возглавляемый им орган увенчают весомыми статистическими выкладками о тысячах прекративших свое существование предприятий и десятках тысяч выброшенных на улицу их бывших работников. Это и есть, уважаемые, европейский выбор, европейский путь нашего туризма?

Конечно, если видеть во всех малых и средних турпредприятиях лишь жуликов, норовящих на каждом шагу обмануть беззащитного туриста, ободрать его как липку, исчезнуть с уплаченными им за путевку кровными денежками или бросить его на произвол судьбы за границей, то подобные планы кажутся не столь кровожадными. Именно так и преподносят ситуацию на нашем туристическом рынке апологеты и пропагандисты нового закона, ссылаясь на «подпольную эмиграцию», «незаконную торговлю визами» и подобные устрашающие аргументы.

Не знаю, как кому, а мне трудно судить, чего здесь больше — элементарного незнания дела или стремления ввести в заблуждение неискушенных читателей, телезрителей или радиослушателей. Должно же быть известно профессионалам или людям, считающим себя таковыми, что торговли визами нет вообще — ни законной, ни незаконной. Есть их оформление, и не предприятиями, а иностранными посольствами. И как раз практически все малые предприятия от контактов с посольствами отсечены, из-за чего немало страдают. Что же касается «нелегальной эмиграции», то как можно обвинять в этом структуры, отправившие за рубеж туристов с надлежащим образом оформленными документами и законно выданными визами? Но миф, и не один, запущен в обращение, узаконен, и теперь осталось — кому размахивать лицензионной косой и собирать урожай, а кому гадать о своей горькой доле.

Преувеличение? Не скажите. Я раньше мог когда относить свое предприятие к гордому разряду туроператоров, самостоятельно предоставляющих своим клиентам туристический продукт, а когда довольствоваться более скромной ролью турагента, то есть посредника между туроператорами и клиентами. Но как бы то ни было, предприятие при деле, не простаивает, капает хоть и небольшая, но прибыль, а с нею и заработки людям, и налоги государству.

Теперь «или-или», две означенные ипостаси нельзя совмещать никоим образом. И дело не только и не столько в терминологии: законом предусмотрено так называемое финансовое обеспечение ответственности турпредприятий. Я, если пожелаю заполучить титул оператора, должен наскрести для этого сумму, эквивалентную минимум 20 тысячам евро. Это если мои клиенты получают заряд бодрости и здоровья на благословенных берегах Красного, Средиземного и иных чужеземных морей. Или даже моря Черного, но на турецком его берегу. Если же на берегу последнего, но с нашей стороны — хватит 10 тысяч. За право получить статус турагента расценки скромнее — 2 тысячи евро. Что, впрочем, тоже немало, если учесть, что будешь на побегушках и на подвесе у более могущественного и вельможного оператора.

Умиляет некомпетентность и незнание азов туристической практики сотворителями чудо-закона, которые обязаны знать, что турпредприятие, работающее на въезд, не имеет никаких правоотношений с иностранными туристами, а следовательно, не может нести перед ними никакой ответственности.

Теперь вопрос для особо одаренных: откуда возьмутся такие деньги у вновь созданных предприятий (их ведь надо еще заработать, а работу нельзя начать, не получив лицензии, для чего требуется то самое «финансовое обеспечение»)? Да и у действующих структур, которым и без того вставляют множество палок в колеса, а государство с завидным постоянством не возвращает НДС за услуги, предоставленные иностранным туристам?

У авторов этого новшества есть в запасе лукавая уловка: дескать, не обязательно вносить требуемую сумму, достаточно заполучить необходимую банковскую гарантию под деятельность. Напрашивается второй, не менее естественный, вопрос: какой уважающий себя банкир при здравом уме и твердой памяти «отвалит» такую гарантию, не получив соответствующего обеспечения, или совершенно ему не известному и еще не оперившемуся предприятию?

Налицо самый настоящий заколдованный круг: не внесешь — не заработаешь — не будешь работать. То есть, в понимании авторов закона, мелочевку, — за борт! Правда, В.Цыбух высказывается более дипломатично: речь идет о своеобразном сите, которое отсеет все лишнее. Только вот кому и как определять, что в нашем туризме лишнее, а что нет?

Мне лично это непонятно. Хотя очень похоже, что судьбоносная роль уже отведена крутым предприятиям, именующим себя операторами. Хотя практически все они являются обычными посредниками зарубежных фирм, продавая в Украине их турпродукт и поставляя им украинских туристов. А если конкретнее, занимаясь выездным, экономически невыгодным для нашего государства, видом туризма. По крайней мере, туристического продукта, созданного ими самими, как это положено по новому закону, раз-два и обчелся. Как и необходимой для этого собственной инфраструктуры: гостиниц, ресторанов, транспорта и т.п. По большому счету, это те же турагенты, работающие на зарубежных партнеров, только раньше занявшие свои ниши на отечественном туристическом рынке и стремящиеся не допустить на него новых действующих лиц. А еще лучше — переделить его и монополизировать. Общую численность туроператоров планируется довести до одной — двух сотен. Нормы нового закона вполне, как можно в этом убедиться, благоприятствуют. И не случайно среди самых горячих его сторонников и защитников неизменно видим И.Голубаху, которого представляют главным образом как президента ассоциации туроператоров. Такое объединение в реестре Минюста пока не значится, зато вполне реально существует предприятие «Гамалия», которому, вне всяких сомнений, уже уготовано место в туроператорской элите.

А туристу надо бы знать, что при монополизации рынка проигрывает и он, родимый, о котором так трогательно заботятся создатели нового закона, — для него сужается поле выбора, дополнительные расходы предприятий приведут к удорожанию поездок. Хотя людей и убеждают, правда, ничем не подтверждая, что такого не случится.

Вот и одолевает меня, помимо всех прочих, еще одна крамольная дума: а не ради ли таких вот, мягко говоря, не совсем рыночных — или, если точнее, совсем не рыночных целей затевалась вся эта возня и городился законодательный огород? Ведь закон не способствует решению практически ни одной из проблем, ссылкой на которые аргументировалось и оправдывалось его принятие. Более того, результаты могут быть прямо противоположными декларируемым — например, уход части предприятий «в тень». Зато негатива — хоть отбавляй, и здесь приведены лишь некоторые штрихи. Причем, повторюсь, это придумал не я. Это сказали они сами, нынешние отцы и киты украинского туризма — то ли не понимая и не видя всей гибельности для него вводимых в действие законодательных норм, то ли окончательно уверовав в свою непогрешимость.

И уже по меньшей мере непонятной выглядит на этом фоне позиция ведомств, чьими визами, надо полагать, снабжен означенный документ, — Минюста, Антимонопольного комитета, Госпредпринимательства.

А еще мне очень интересно, почему вывод комплексной научно-правовой экспертизы данного документа на предмет соответствия нормам Конституции и действующего законодательства Украины, проведенной Институтом государства и права им.В.Корецкого 16 сентября прошлого года и содержащий 24 страницы замечаний, уже через месяц состоял из одного предложения и стал резко позитивным. Ведь в законе были учтены всего четыре замечания Президента! А в своих первоначальных выводах эксперты указали на отсутствие государственнического подхода к развитию отечественного туризма, что, цитирую, «экономически нецелесообразно для государства и в данном случае может привести к вымыванию значительных валютных средств из Украины, а значит, и прямых потерь государственного бюджета. Наоборот, со стороны государства, на наш взгляд, нуждаются в поддержке и стимулировании въездной, внутренний туризм и экскурсионная деятельность, которые в проекте остались вне границ правового поля. Именно эти виды туризма должны обеспечивать наполнение государственного бюджета, сохранять имеющиеся и создавать новые рабочие места, способствовать улучшению международного имиджа Украины».

Есть у меня предложение к господам депутатам — поменяться с ними местами. А что, я тоже умею на кнопки нажимать. Сколько законов приняли в тот день, когда туристический голосовали? Почти шесть десятков, включая закон о Госбюджете. Была ли у депутатов объективная возможность разобраться хоть в одном из них? Нет. Ставится очередной закон на голосование. Есть замечания? Есть! «Но комиссия поработала, доработала, переработала — давайте голосовать, сколько можно тянуть!» — кричит один из авторов. И — принимается большинством. Надеюсь, остальные-то законы хоть не тяп-ляп скроены. Хотя, вроде бы, и наш специалисты готовили. Только того, чего нужно бы для работы, я в нем найти не могу, хотя слова красивые, правильные. Может, мое место и не покажется депутату престижным, но, по расхожему мнению, в туризме же лопатой «черный нал» гребут. Вот и подзаработали бы на пару-тройку поездок.

Должен заметить, что внутренний туризм и экскурсионная деятельность так и остались вне границ правового поля. Зато теперь, благодаря новому закону, я знаю, что у нас, оказывается, существуют следующие виды туризма: детский, молодежный, семейный, для лиц пожилого возраста, для инвалидов, культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, спортивный, религиозный, экологический (зеленый), сельский, подводный, горный, приключенческий, охотничий, автомобильный, самодеятельный, и что «особенности осуществления отдельных видов туризма устанавливаются законом» (хоть я не нашел, каким и как это делается). Но, очевидно, развивать вышеперечисленные виды туризма придется на спонсорских началах мне и моим коллегам. Не каждое же министерство может потратиться на бесплатную перевозку школьников в зимние каникулы. Только где я столько денег заработаю на благотворительность, на побегушках-то турагентских… А ведь я же создавал рабочие места, платил налоги, делал отчисления в Пенсионный фонд!

Не остановило разработчиков и то, что, по мнению экспертов из вышеуказанного Института государства и права, «для реализации большинства статей проекта (они не обеспечивают максимально прямого действия содержащихся норм и исчерпывающего регулирования правоотношений) необходимо будет разработать и внедрить значительное количество подзаконных актов». А конторе только это и требуется, она еще напишет! А заодно кое-кто в мутной воде «непоняток» и разночтений и рыбку хорошо половит. Мою в том числе, что уж совсем обидно.

И непонятно, почему осталось за бортом замечание о непочтении к государственной политике поддержки малого и среднего предпринимательства и о создании «дополнительных бюрократических барьеров на пути развития отечественного туристического бизнеса, что может привести к ликвидации конкурентной среды, вытеснению с рынка туристических предприятий — субъектов малого предпринимательства, необоснованного освобождения десятков тысяч сотрудников отрасли». Это говорят ученые-правоведы. То же, только иными словами, печатно и публично утверждает Валерий Цыбух: количество турфирм сократится на 60%. Но это же, оказывается, настоящее благо и для туризма, и для туристов, и вообще для Украины! Вот уж действительно, революционные изменения лучше совершать бескровно, чужими руками в бархатных законодательных перчатках.

Теперь еще несколько слов о праве выбора, экономической свободе, инициативе и прочих приятных вещах, озаренных рыночными отблесками. А именно — о туризме как исключительном виде деятельности.

Мне, можно сказать, еще повезло, я отправляю-принимаю туристов круглый год. А что делать тем, у кого летом бизнес на море, а зимой на приколе? Например, круизным компаниям. Или крымским здравницам. Или карпатским, где железо куется, наоборот, зимой. Закон же не позволяет турпредприятиям заниматься никакими иными видами предпринимательской деятельности! Сотрудников придется увольнять и хоть как-то их пристраивать или куда-то отправлять. А потом опять набирать — если, конечно, они захотят вернуться. Зато как весело, как нескучно, все при деле, хоть и бумажном!

Я оптимист и невзирая ни на что надеюсь удержаться в прогнозированных председателем Гостурадминистрации процентных пределах, но надежда тает с каждым днем. Истекает срок действия лицензии, а новую смогу получить, лишь предоставив банковскую гарантию. Мои коллеги уже ходили в свои банки. А те, проанализировав среднегодовые параметры движения средств на счетах, чутко предложили им заложить свою недвижимость. У меня квартира небольшая. Заложить, что ли, квартиру тещи? Или продать обе, уплатить назначенный законом оброк и жить в самолете, как герой «Невероятных приключений итальянцев в России»?.. А тут еще одна напасть. Кое-кому, говорят, банки все-таки дали гарантии под честное слово. Так чиновники Гостурадминистрации готовят норму, согласно которой такие гарантии смогут выдавать лишь банки из утвержденного ею перечня… Надо полагать, «свои», особо доверенные. Улавливаете тонкость замысла?

Сажусь подсчитывать свои будущие убытки, а потом волей-неволей начинаю считать их в общегосударственном масштабе. Сколько будут стоить путевки у монополистов, скольких потенциальных туристов мы недосчитаемся, на сколько вырастет очередь на бирже труда? Или очереди в турпредприятиях? Во всех ли регионах Украины выживет турбизнес? Весьма и весьма сомнительно. Как и то, станут ли допущенные несуразицы поводом и стимулом для работы над ошибками…

По мнению профессионалов, этот закон приведет к:

— дальнейшему вывозу значительных валютных средств за пределы государства;

— сокращению более чем в 10 раз рабочих мест в сфере туризма (ныне там работают более 113 тыс. человек);

— вытеснению с рынка 96 процентов туристических предприятий, являющихся субъектами малого бизнеса (ныне их более 5 тысяч);

— монополизации рынка туруслуг, что приведет к повышению их стоимости и ухудшению качества;

— уничтожению малого и среднего предпринимательства в туризме;

— упадку отечественного туризма;

— нанесению значительного ущерба международному авторитету Украины как туристическому государству.

Кроме того, возможно ли и целесообразно ли приводить в соответствие положения Конституции Украины и многих действующих законов Украины к предложенным отраслевым новациям законопроекта?

Это точка зрения Туристической ассоциации Украины, которая долго, активно и последовательно предостерегала от принятия законопроекта в таком виде, аргументируя свою позицию и внося весомые предложения. За что ее, столь же долго, активно и последовательно уничтожают, публично понося в грубой и оскорбительной форме. Гостурадминистрация затеяла судебную тяжбу с этой представляющей сотни турпредприятий, общественной организацией, выселяя ее из офиса. Вот уж поистине — кто не с нами, тот против нас. Так сказать, наглядный урок демократии.

Я, мой уважаемый просвещенный читатель, не против европейского выбора. Я также за цивилизованные отношения. Но нельзя полностью и сразу пересаживать в нашу не вполне возделанную почву чей-то опыт. Несмотря на то что в Украине существует более пяти тысяч туристических предприятий, по сравнению с развитыми странами, динамично, хотя и тоже не без проблем наращивающими свой ВВП за счет туризма, наш вклад в это дело пока весьма и весьма скромен. Согласно статистике МИД, в минувшем году в Украину въехали по туристическим визам лишь 100 тысяч граждан развитых стран! Это смешная цифра по сравнению с десятками миллионов туристов, посещающих другие, не более красивые и интересные страны. И с этим надо считаться, не спеша впереди планеты всей с недозревшими, скажем так, новациями.

Но есть и перспективы. Их я вижу в том, чтобы мои соотечественники отдыхали в прекрасно обустроенных для этого уголках нашей Родины и в умелом привлечении иностранцев. Как — вот над этим нужно крепко думать, больше строить — дорог, гостиниц, мест развлечений. Чистить пляжи, не загрязнять реки, заботиться о безопасности жизни, здоровья и имущества туристов. Чтобы у нас была репутация не криминогенной окраины Европы, не ее сырьевого придатка, не мирового поставщика металла со старых дымящих заводов.

Нужно многое — не разглагольствования о рекреационных возможностях Украины, а их сохранение, обустройство и обогащение. Нужно упрощение порядка въезда, выезда и проезда людей, а не обдираловка их на каждом шагу. Лучше взять дешевле, но чаще, чем дороже, но редко. И тогда…

Размечтался! А как сегодня-то быть? Ладно, турист, лежи на солнышке, нежься. Пока я и мое предприятие есть. Пока…

Марина СЛЕСАРЕВА, заместитель министра курортов и туризма АР Крым:

Закон совершенно не учитывает интересы и особенности регионов Украины, в том числе не отражена специфика Крыма. Ведь он, как и все традиционные туристические регионы нашей страны, работает как раз в основном на прием туристов. Вполне вероятно, что многие небольшие предприятия, занимающиеся размещением и обслуживанием отдыхающих в Крыму, просто уйдут в тень, как было раньше. Кроме того, в процессе подготовки закона мы неоднократно вносили предложение, чтобы лицензирование крымских туристических компаний осуществлялось на уровне автономии. Нам обещали включить эту норму в текст закона, но не сделали этого.

(По материалам Всеукраинского форума представителей туристической и курортно-рекреационной отрасли.)

Александр Баранивский, народный депутат Украины:

Закон уже вступил в силу, и последствия его начнут сказываться в самом ближайшем будущем. Компании, предоставляющие туристические услуги, уже должны работать по новым условиям. Прежде всего — получать банковские гарантии на предусмотренные законом суммы. Небольшие фирмы не смогут выделить такие средства или будут вынуждены резко снизить свою рентабельность и поднять цены за услуги. В результате многие из них не выдержат конкуренции. Поэтому уже в этом году начнется их массовый уход с рынка, что создаст значительные неудобства и для их клиентов. Ведь крупные фирмы-монополисты, в угоду которым был пролоббирован этот закон, не в состоянии предложить гражданам такое всеобъемлющее обслуживание, которое позволило бы без очередей и волокиты предоставить возможность всем желающим куда-нибудь съездить.

Далее. Уже много говорилось о том, что закон совершенно не учитывает интересы фирм, занимающихся въездным туризмом. То есть закрепляется положение вещей, при котором огромное количество валюты вывозится из Украины за границу. Большинство же фирм, занимающихся обслуживанием въезжающих в Украину туристов, — небольшие, и они попадут под удар одними из первых. Таким образом, поступления по этой статье еще более сократятся.

Совершенно непонятная политика государства, она противоречит всей мировой практике. Ведь существует множество стран, где поступления от туризма составляют основу доходов государственного бюджета. И Украине, имеющей большое количество привлекательных для иностранцев мест, не стоило бы пренебрегать этой статьей доходов.

К сожалению, закон подписан, и туристические фирмы мало что могут изменить в сложившейся ситуации. Они вынуждены его выполнять. Сделать это могут только законодатели. Сегодня еще есть надежда откорректировать действие закона различными поправками. Мы совместно с Туристической ассоциацией Украины активно работаем над их разработкой и будем вносить на рассмотрение парламента.

Юрий Соколов, президент компании «Червона Рута»:

Главным и первым последствием принятия этого закона станет то, что рынок туристических услуг резко сократится. Напомню, что В.Цыбух в интервью вашей газете сказал, что количество компаний уменьшится в 2,5 раза. Однако в мировой конкурентной экономике действует аксиома, что любое сужение рынка приводит к росту цен и снижению качества услуг. Ее никто не отменял. Неужели это основная цель, которую преследует закон? Куда мы тогда движемся — к цивилизованной экономике или к коммунизму?

Надо сказать, что опыт построения коммунизма у нынешних руководителей туристической отрасли есть. Можно ожидать, что следующим их шагом станет выполнение пятилетки за три года, то есть уменьшение количества компаний в пять и более раз.

Закон создает большие проблемы для «въездных» компаний, в число которых входит и наша. Особенно это касается пункта о том, что туризм может быть единственным видом деятельности компании, предоставляющей эти услуги. Ведь большинство украинских курортов в Крыму и Карпатах имеет четко выраженную сезонность, то есть функционирует на полную мощность лишь три-пять месяцев в году. Что делать фирме остальные семь месяцев? Откуда брать средства? Или нужно в эти три-пять месяцев заложить цену целого года?

Да, закон позволяет туристическим фирмам заниматься «сопутствующими» видами деятельности. Однако перечень тех видов, которые могут считаться таковыми, должен быть выработан отдельно. То есть и это отдано на откуп чиновникам туристической администрации.

Когда закон принимался в таком виде, это мотивировалось тем, что многие компании получили лицензии на деятельность в области туризма, однако ее не используют. Но если они уплатили за нее деньги, а государство их получило, неужели ему от этого плохо? Неужели нужно ограничивать количество фирм? Кому от этого хуже? Этот пункт никаких проблем не решает, зато множество создает. И прежде всего для въездных компаний. Он выгоден лишь крупным туристическим фирмам, которые работают на выезд и потому действительно всесезонны.

На мой взгляд, главные изменения, которые уже сегодня следует незамедлительно внести в закон, должны касаться исключительности туристической деятельности. Это нужно убрать. Кроме того, если уж закон столь жесткий, туристическая администрация должна выработать достаточно мягкие условия лицензирования, чтобы ими могли воспользоваться все, кто хотел бы заниматься этим бизнесом. Если, конечно, ее руководители думают об интересах государства и о поступлениях в его бюджет.

Валерий Борзов, народный депутат Украины:

Хочу обратить внимание на вопиющие процедурные нарушения, имевшие место в процессе принятия этого закона. Еще в прошлом созыве один из народных депутатов зарегистрировал законопроект №0946 «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О туризме». Документ был небольшой — на три странички, а предложенные изменения носили чисто редакционный характер. 15 ноября 2001 года он был принят в первом чтении, и больше депутаты в том созыве к нему не возвращались.

4 декабря 2002 года народный депутат Екатерина Самойлик зарегистрировала аналогичный законопроект под №2482. Однако предложенные изменения были гораздо более существенными и кардинально меняли порядок осуществления турдеятельности в Украине. Именно на этот законопроект Институтом государства и права имени Корецкого и было дано негативное заключение. В результате 27 мая 2003 года народный депутат отозвала свой законопроект.

Однако это оказалось лишь тактическим ходом. Концепция законопроекта №2482 положена в основу проекта под №0946, принятого, напоминаю, в первом чтении, и предлагается депутатам для голосования… во втором чтении и в целом! Хотя в первом чтении они голосовали за совершенно другой текст! Однако разбираться уже нет времени, и 11 июля, в самом конце третьей сессии, закон был принят. Правда, Президент наложил на него вето. Но после внесения косметических изменений закон принимают вновь, и на этот раз глава государства его подписал.

Таким образом, налицо грубая фальсификация, грубое нарушение регламентных норм и процедур прохождения и рассмотрения законопроектов в Верховной Раде Украины. В частности, нарушен пункт 6.2.14 Регламента, поскольку документ был де-факто подан сразу на второе чтение, без обсуждения в комитетах ВР, правовой экспертизы и рассмотрения в первом чтении. Мы обратили на эти факты внимание Регламентного комитета ВР, но там сделали вид, что нас не поняли, и ответили лишь, что закон уже принят и подписан Президентом…

Зачем это было сделано? Ведь большинство депутатов не являются специалистами в туристической отрасли. Спешка была нужна, чтобы не дать тем, кто в этом разбирается, вовремя среагировать и предложить свои поправки или возражения.

Однако сегодня закон подписан и вступил в силу. Теперь единственный законный способ что-либо изменить — вносить в него поправки. Или создавать Туристический кодекс — нормативный акт более высокого уровня. Его концепция еще в 2001 году обсуждалась широкой общественностью. А Государственной программой развития туризма, утвержденной постановлением Кабмина от 29 апреля 2002 года, предусмотрена разработка такого кодекса и внесение его до 2005 года на рассмотрение Верховной Рады.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК