Барьеры на пути к избирательным урнам, или Какие препятствия возникают у мобильных избирателей

Поделиться
Какие именно барьеры мешают мобильным внутри страны гражданам прийти к избирательным урнам на президентских выборах?

27 февраля Криворожский городской совет принял решение обратиться в Центральную избирательную комиссию с инициативой о внесении изменений в действующее законодательство Украины по защите избирательных прав внутренне перемещенных лиц.

Депутаты горсовета обратили внимание ЦИК на проблемы, с которыми сталкивается немалая часть мобильных граждан, и предложили пути облегчения доступа избирателей к голосованию. Подобные обращения делали и общественные организации, занимающиеся правами ВПЛ, но в ответ получили отписку на две страницы, что ЦИК не имеет возможности учесть поданные предложения. Тем временем, согласно законодательству, к полномочиям ЦИК относится рассмотрение обращений, в которых высказываются мнения, рекомендации, советы по усовершенствованию законодательства Украины в вопросах выборов, а также подготовка предложений по совершенствованию законов в вопросах проведения выборов.

Какие именно барьеры мешают мобильным внутри страны гражданам прийти к избирательным урнам на президентских выборах?

На первый взгляд - никаких. Еще в 2012 г., за полтора месяца до парламентских выборов, ЦИК приняла Постановление №893 "Об обеспечении временного изменения места голосования избирателя без изменения его избирательного адреса", которым разрешила гражданам голосовать по месту их пребывания, а не по месту регистрации. Однако процедура позволяет изменить место голосования лишь на конкретный день выборов, что принуждает избирателей в случае назначения второго тура подавать заявление повторно. Кроме того, изменение места голосования разрешено только на общегосударственных выборах.

Чтобы изменить место голосования, избиратель должен не позднее чем за пять дней до выборов обратиться в отдел ведения Государственного реестра избирателей (ГРИ) с мотивированным заявлением и подтверждающим документом. Таким документом могут быть справка с места работы, обучения, лечебного заведения, договор аренды жилья или документы на право собственности, командировочное удостоверение, транспортные документы и т.п. Перечень не является исчерпывающим, и фактически работники отделов ведения реестра избирателей по собственному усмотрению принимают решение, обосновывает ли представленный документ необходимость изменить место голосования. Главное, что непредоставление такого документа является основанием для отказа в удовлетворении заявления. И это многих останавливает. Не каждый трудовой мигрант имеет, например, договор аренды жилья или официальную работу. И хотя количество таких отказов, может, не очень и пугает, однако мы понимаем, что в ГРИ считают только официально врученные письменные отказы, а вот на словах "идите за справкой" избиратели слышат намного чаще. Избиратели, конечно, идут... и не возвращаются. Потому что, во-первых, на это нужно опять потратить время, а во-вторых, есть люди, которые на день выборов просто будут находиться у своих родных в гостях и не смогут предоставить какой-либо документ.

Одним из основных шагов к преодолению барьеров на пути к избирательным урнам может быть разрешение всем мобильным категориям граждан, а не только избирателям из временно оккупированной территории, не прилагать к заявлению о временном изменении места голосования подтверждающих документов. Ведь неважно, по какой именно причине избиратель будет находиться на день выборов не по месту своей регистрации.

После начала российской агрессии и масштабного переселения людей 9 апреля 2014 г. ЦИК упростила эту процедуру для избирателей из Крыма, дополнив пункт 2.5 Постановления №893 новым абзацем о возможности не прилагать к заявлению о временном изменении места голосования никаких документов, кроме паспорта. Избирателей из Донецкой и Луганской областей тогда эти изменения не затронули.

А вот на выборах в ВР в октябре того же года для избирателей из Донетчины и Луганщины действовало отдельное Постановление ЦИК от 7 октября 2014 г. №1529 "О вопросе временного изменения места голосования избирателям, избирательный адрес которых относится к территории Донецкой или Луганской области, на период проведения внеочередных выборов народных депутатов Украины 26 октября 2014 г.", которым уже позволялось не прилагать к заявлению подтверждающие документы.

Позже, 5 сентября 2018 г., ЦИК внесла изменения в Постановление №893 и упростила порядок временного изменения места голосования для избирателей, имеющих регистрацию на временно оккупированной территории Донецкой и Луганской областей. Об этом речь идет в обновленном пункте 2.5. Постановления.

Таким образом, ЦИК своими решениями неоднократно изменяла нормативные документы для упрощения доступа к голосованию определенных групп избирателей. При этом осенью 2014 г. указанные изменения касались не только ВПЛ и жителей временно оккупированных территорий, но и всех избирателей Донецкой и Луганской областей.

Учитывая это, общественные организации просят ЦИК продолжить и далее либерализацию процедуры изменения места голосования, что значительно повысит уровень участия в выборах мобильных категорий граждан.

Например, можно обеспечить возможность подать заявление о временном изменении места голосования без изменения избирательного адреса через онлайн-кабинет избирателя на сайте ГРИ. В таком варианте проблема подачи заявления в случае назначения повторного голосования (второго тура), о которой я писала в статье "Невидимые избиратели", была бы существенно упрощена. Кроме того, это в значительной мере помогло бы жителям ВОТ подать заявления, не пересекая блокпостов. Даже избирателям, живущим на подконтрольной территории, но близ зоны боевых действий, проблематично добраться до ближайшего отдела ведения ГРИ. Например, чтобы доехать из Золотого до Попаснянской РГА в Луганской области, нужно потратить 70–100 грн на билет и быть весь день в пути... Однако не столько из-за возможной технической сложности, сколько по политическим мотивам возможность подать заявление онлайн вряд ли будет обеспечена в ближайшее время.

Есть ряд проблем, связанных также с отсутствием зарегистрированного места жительства. На 28 февраля 2019 г. почти миллион избирателей (993 181) выбыли из ГРИ. Эти граждане в онлайн-кабинете избирателя получают информацию, что о них "есть запись с такими персональными данными, однако не определен избирательный адрес, что делает невозможным включить их в список избирателей для голосования на выборах". Тем временем, согласно ст. 70 Конституции Украины, право голоса на выборах и референдумах имеют не признанные судом недееспособными граждане Украины, достигшие 18 лет. Никакого ограничения в связи с зарегистрированным местожительством нет.

Но в ст.8 Закона "О Государственном реестре избирателей" написано, что именно избирательный адрес является основанием для отнесения избирателя к соответствующему избирательному участку и что избирательным адресом избирателя является адрес, по которому зарегистрировано его местожительство, соответственно Закону Украины "О свободе передвижения и свободном выборе местожительства в Украине".

ГРИ - один из лучших реестров, в котором содержится информация о гражданах Украины и из которого известно много личных событий в жизни каждого человека (изменение фамилии, переезд, инвалидность, недееспособность, военная служба, обретение и прекращение гражданства, отбытие наказания, смерть). Однако если у человека никогда не было зарегистрированного места проживания, то для реестра избирателей он не существует. На волне решения проблем ВПЛ это стало более очевидным. Так, внутренне перемещенные дети, которые во время получения паспорта гражданина Украины не смогли зарегистрировать местожительства ни по адресу оставленного дома, ни по месту фактического проживания, достигнув 18-летия, не попадают в реестр избирателей. Государство до сих пор не решило проблему с регистрацией местожительства ВПЛ. Среди почти миллиона граждан, выбывших из реестра, например, есть студенты, снятые с регистрации по месту проживания в общежитиях после окончания учебного заведения, которые не смогли возобновить предыдущую регистрацию местожительства на ВОТ. Впрочем, эту проблему можно было бы решить, заменив разрешительную систему регистрации местожительства уведомительной, над чем работает, в частности, Центр информации о правах человека.

Но независимо от того, почему у людей нет регистрации, вопрос привязки избирательного адреса к "прописке" можно и нужно решить. Еще в 2010 г. Минюст издал разъяснение относительно документов, подтверждающих проживание избирателя по указанному им адресу, и, соответственно, возможность изменения избирательного адреса. В 2017 г. эксперты Гражданской сети ОПОРА и Общественного холдинга "Группа влияния" разработали законопроект №6240 "О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно избирательных прав ВПЛ и других мобильных внутри страны граждан)", которым также предлагается предусмотреть, что, по мотивированному обращению избирателя, орган ведения ГРИ может определить другой избирательный адрес избирателя на основании документов, подтверждающих фактическое местожительство.

Но вернемся к преградам на пути к изменению места голосования без изменения избирательного адреса.

Если избиратель позаботился о своем праве голоса заранее и изменил место голосования, но потом что-то в его планы вмешалось, то отменить предыдущее заявление он должен лишь в том реестре ГРИ, в котором его подал. В постановлении №893 прописано, что орган ведения ГРИ выясняет, не было ли изменено место голосования заявителя на указанных в заявлении выборах. То есть каждый отдел ГРИ видит информацию об изменениях места голосования по всей стране, но не может принять заявление об отмене предыдущего заявления, выданного другим отделом. Отзыв предыдущего заявления в органе ведения ГРИ происходит лишь по месту его подачи. Соответственно, таким избирателям нужно сначала поехать в один ГРИ, написать заявление об отмене, а потом поехать в другой.

Избиратели с инвалидностью, которые не могут самостоятельно передвигаться, лишены законной возможности подать заявление об изменении места голосования через доверенное лицо. В Законе о ГРИ отмечается, что избиратель, который постоянно неспособен передвигаться самостоятельно, может уполномочить на подачу заявления другое лицо. Но это касается лишь заявления об изменении персональных данных. Заявление же о временном изменении места голосования для людей с инвалидностью нигде не упоминается. Таким образом, на практике некоторые работники отделов ведения ГРИ требуют личного присутствия такого лица (особенно если в реестре о таком избирателе не содержатся данных о постоянной неспособности передвигаться самостоятельно). Некоторые работники входят в положение и принимают заявление от доверенного лица. Мы знаем также случаи, когда работники ГРИ вызывались выехать к переселенцу с инвалидностью домой для получения заявления о временном изменении места голосования. Во всяком случае, неурегулированность этого процесса усложняет жизнь как людям с инвалидностью, так и самим работникам отделов ГРИ.

Следует также подчеркнуть, что избиратели с инвалидностью, изменившие место голосования, после посещения ГРИ должны еще обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о желании голосовать по месту пребывания (дома) и указать, по какому именно адресу они будут ожидать переносную избирательную урну в день выборов. К счастью, такое заявление вместе со справкой медицинского учреждения о состоянии здоровья можно подать не только лично, но и по почте или через других лиц, но не позже 20-го часа последней пятницы перед днем выборов.

Следующая "особенность", о которой тоже мало кто говорит, - возможность подать заявление для избирателей с ВОТ только в тот реестр, в котором они будут находиться на день выборов. То есть если для трудовых мигрантов есть две опции - подать заявление по месту либо регистрации, либо фактического пребывания, и ВПЛ, по понятным причинам, не могут обратиться в свой "родной" отдел ведения реестра избирателей. Если ВПЛ, например, проживает в Киеве, а в день выборов будет находиться не в Киеве, заявление о месте голосования у него примут лишь там, где оно будет находиться в день выборов. Соответственно, таким ВПЛ нужно поехать в место назначения заранее и успеть подать заявление до 25 марта. Но ЦИК могла бы решить этот вопрос, разрешив таким избирателям обращаться с заявлением о временном изменении места голосования в любой орган ведения реестра избирателей на подконтрольной правительству Украины территории. Такой шаг навстречу избирателям уже был сделан раньше, но в отношении изменения персональных данных. В Постановлении ЦИК от 6 октября 2014 г. № 1495 "О некоторых вопросах обеспечения ведения Государственного реестра избирателей относительно граждан Украины, избирательный адрес которых принадлежит к территории Донецкой и Луганской областей", отмечается, что такие избиратели могут обратиться в любой орган ведения реестра только о включении в реестр или изменении персональных данных (для обеспечения выполнения требований статей 19, 20 Закона Украины "О Государственном реестре избирателей").

Много ли таких избирателей? На самом деле это не имеет значения. Каждый голос каждого избирателя на участке важен, независимо от того, голос это переселенца, трудового мигранта или путешественника. И если из-за технических помех мы теряем их голоса, то об этом надо говорить и убирать ненужные барьеры.

На 11 марта временным изменением места голосования воспользовались 64 тысячи 967 избирателей.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме