ЗОВ ПРИРОДЫ И… ЗВОН МОНЕТ

27 августа, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №34, 27 августа-3 сентября

Глубоко в перуанских джунглях расположен Национальный парк «Ману». Уникальным он считается не то...

Глубоко в перуанских джунглях расположен Национальный парк «Ману». Уникальным он считается не только из-за своих размеров (территория его равна половине Швейцарии), но благодаря разнообразию животного и растительного мира. По общему мнению, в этом заповеднике встречается больше образцов флоры и фауны, чем в любом другом уголке земного шара. В последнее время «Ману» прославился благодаря еще одному неординарному факту. Обитающее здесь племя мацигуенка активно включилось в бизнес, торгуя единственным имеющимся у него достоянием - своей средой обитания. Столетиями живя за счет охоты, собирания лесных плодов и скотоводства, изолированная колония людей, насчитывающая не более 300 человек, занялась… организацией экотуризма. В прошлом году племя открыло некое подобие гостиничного комплекса, который обошелся ему в 120 тысяч долларов. Составляют его хижины, построенные в традиционном индейском стиле - из бамбука и соломы, имеющие даже некоторые элементарные бытовые удобства, вроде ванн и электроэнергии, получаемой за счет солнечных батарей. Комплекс состоит из четырех хижин и может вместить одновременно 24 человека. Цена - 40 долларов с клиента за ночь.

Обучить представителей мацигуенка основам нового для них дела и построить первый туристический комплекс племени помогло германское агентство технической помощи GTZ и институт природных ресурсов Перу INRENA. Сегодня перуанские аборигены рассчитывают, что им удастся преуспеть в туристическим бизнесе, не разрушая привычный образ жизни. Контакты аборигенов с туристами будут сведены до минимума, фотографирование ограничено, а доступ туристических групп будет разрешен лишь в отдельные районы парка, к тому же открытые для посещения только в определенные времена года.

Управление бизнесом ведет небольшая группа мацигуенков, несколько советников GTZ и нанятые ими администраторы, главная задача которых сводится к взиманию платы с клиентов. Вся прибыль идет аборигенам и используется по их усмотрению. Пока что получаемых денег хватает лишь на медикаменты, еду, одежду и орудия труда.

За тысячи километров от Перу, в Африке, бывший предприниматель Ноэль де Виллерс стремится организовать целую систему международных экотуристических парков и заповедников, которые можно было бы соединить в единую, находящуюся под защитой природную территорию, протянувшуюся от Каира до Мыса Доброй Надежды. Известный под названием «Открытая африканская инициатива» и активно поддерживаемый бывшим президентом ЮАР Нельсоном Манделой этот проект может дать возможность местным общинам выйти непосредственно на международный туристический рынок, однако пока что он остается не больше чем мечтой. Главная цель этого грандиозного мероприятия - создание условий для использования денег, полученных от туризма, непосредственно на нужды и для развития самих местных племен. В этой связи де Виллес заявляет: «Смысл нашей инициативы - превратить охрану окружающей среды в индустрию для африканцев. С помощью этого Африка сможет восстановить свои силы и совершить существенный рывок в будущее».

Неожиданно понятие экотуризма превратилось в новую глобальную аксиому - он якобы является панацеей, способной сохранить окружающую среду, уберечь население беднейших стран мира от нищеты и одновременно стать бальзамом для души обеспеченных путешественников, удовлетворив их жажду более плотного контакта с природой.

Такие группы, как Всемирный фонд природы, Earthwatch и Discovery Initiatives, заполнили в настоящее время джунгли и саванны своими представителями, прочесывающими их вдоль и поперек. Крупные туристические фирмы, отели и авиакомпании включились в новомодную гонку за охотниками за дикой природой, наперебой выдвигая бесчисленные природоохранные инициативы. Директор крупнейшего французского турагентства Nouvelles Frontieres Жак Мелло в этой связи заявляет: «Клиенты сейчас очень внимательно относятся к сохранению природной среды, и мы не можем не учитывать этого. Если они желают, чтобы наши туры имели «зеленую этикетку», мы выполним это желание».

Большинство развивающихся стран стали агрессивными продавцами экотуризма, тем не менее очень немногие программы иностранной помощи учитывают экотуристический элемент. Два года назад Бразилия обнародовала программу стоимостью в 200 миллионов долларов, направленную на развитие экотуризма в долине Амазонки. В проект входило строительство туристического центра, облагораживание дорог, создание прогулочных зон, защищенных навесами, и т.д. Вложенные деньги не только сохранили леса этого региона от вырубки и истребления, но и способствовали созданию 2 тысяч рабочих мест для местных жителей, а также привлечению в страну дополнительно 40 тысяч туристов в год. Более 1600 посетителей принимает ежедневно экопарк в мексиканском штате Юкатан. Получаемая от этого прибыль не только позволяет поддерживать его в отличном состоянии, но и обеспечивать работу 50 ученых, исследующих процессы, протекающие в парке. Доходы от туристического бизнеса позволяют сохранить от разрушения уникальный коралловый риф острова Чамбе, расположенного неподалеку от побережья Занзибара.

Но больше всего лихорадкой экотуризма поражена Африка. В Зимбабве, например, между правительством и местными общинами установилось надежное партнерство, направленное на сохранение среды обитания и управление ресурсами живой природы как средства привлечения в страну «туристических долларов». Организованная в Южной Африке в 1991 году компания Conservation Corp. превратилась сегодня в крупнейшую в Африке экотуристическую корпорацию, имеющую 2,5 тысячи сотрудников и уровень капитализации в 40 миллионов долларов.

Следует отметить, что экотуризм не всегда приносит такие блестящие результаты. В удаленном гималайском районе Ладах (Северная Индия) местные общины каждое лето страдают от нашествия путешественников и их голодных лошадей, опустошающих немногочисленные запасы кормов на пастбищах. В известном кенийском заповеднике «Масаи Мара» от посетителей уже нет спасения. По данным местного туристического управления, в середине 90-х годов совет общин Кении субсидировал на развитие школ и больниц страны ежемесячно один миллион долларов, получаемых в качестве прибыли от продажи билетов на въезд в заповедник. Однако это привело к обратному эффекту. Количество автомобилей, одновременно находящихся в парке, увеличилось до 30 единиц, что подорвало саму идею общения с дикой природой.

Еще один вопрос заключается в том, сколько экотуристы согласны платить за спасение окружающей среды от загрязнения. Правительство Сейшельских островов недавно отказалось от взимания 100-долларового сбора с каждого путешественника, который оно предлагало ввести для финансирования работ по сохранению редчайшего пальмового леса. Согласно недавно проведенным исследованиям, 80 процентов немцев заявили, что сохранение окружающей среды чрезвычайно важно для них. Тем не менее, только 40 процентов из них согласилось истратить из собственного бюджета хотя бы 1 доллар на защиту природной среды в местах, где они проводят отпуска.

Как видно, экотуризм уже превратился в один из столпов туристического бизнеса. Теперь пришло время определить, отвечает ли он своим первоначальным - экологическим - целям.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно