ЗЕРКАЛО ДЕТСКОЙ ДУШИ

14 ноября, 2003, 00:00 Распечатать

Почему малыши с таким упоением водят карандашом, красками или фломастером по бумаге? Психологи считают, что таким образом они изливают переполняющие их эмоции; это их способ понимать мир и себя...

Почему малыши с таким упоением водят карандашом, красками или фломастером по бумаге? Психологи считают, что таким образом они изливают переполняющие их эмоции; это их способ понимать мир и себя. Неудивительно, что по рисунку можно сказать очень многое о том, нравится ли маленькому художнику его жизнь или ему не очень уютно на свете…

Палка, палка, огуречик…

Хотите заглянуть в душу малыша? Выберите время, когда ребенок возьмет карандаши и альбом, и предложите ему нарисовать семью. Не подсказывайте и не уточняйте, кого именно и как он должен рисовать. Не мешайте «маленькому Рафаэлю», а просто тихонько наблюдайте за ним. Возможно, вас ждут открытия.

В какой последовательности ребенок нарисовал членов семьи? Если первым нарисовал себя, это вовсе не значит, что он эгоцентрик. Так и должно быть. Ведь малыш рисует свой мир, в котором он – главный добрый волшебник. Другое дело, если он нарисовал одного себя. Это означает, что он не чувствует себя членом семьи, существует сам по себе. После себя, как правило, ребенок рисует того члена семьи, которого считает самым важным.

Последними на бумаге обычно появляются братья наши меньшие – кошка и собака. А вот если хвостатый друг оказался вторым по счету, значит, малышу одиноко. Если ребенок «забыл» нарисовать кого-то из близких, это тревожный сигнал. Стало быть, этот «кто-то» малышу неприятен. Может быть, это месть за недавнюю обиду или наказание.

Все дети хотят скорее вырасти, поэтому рисуют себя вровень со взрослыми – ну, может, чуточку ниже. Если же малыш нарисовал себя очень маленьким, вероятно, он слишком зависит от родителей, которые мешают ему проявлять собственную индивидуальность.

Если на рисунке все родственники стоят рядом и держатся за руки, ребенок чувствует себя частью единого целого под названием «семья». Он уверен во всеобщей любви к нему. Бывает, что малыш забывает о тех родственниках, которых редко видит, – бабушках, дедушках, дядях и тетях. Это происходит потому, что детская психика весьма подвижна, новые впечатления захлестывают друг друга, стирая из памяти какие-то эпизоды жизни. Если вы хотите, чтобы ребенок как можно скорее установил контакт с этими родными при встрече, в следующий раз попросите его нарисовать их. Возможно, он уже забыл, как они выглядят – напомните, что у дяди смешные пушистые усы, а бабушка носит яркий платок. Этот метод может быть весьма эффективным и в случае, если отец малыша живет отдельно, но вы понимаете, что ребенок должен помнить о нем и чувствовать его любовь и защиту.

Рядом с собой ребенок рисует самого дорогого для него человека, которому доверяет. Если малыш нарисовал себя между папой и мамой, а тем более, если вся «троица» стоит, взявшись за руки, – это означает, что ребенок чувствует себя окруженным родительской любовью и защищенным. Родители, которые мало общаются друг с другом и с ребенком, появятся на листе бумаги в разных углах или в отдельных окошках, разделенных линиями, между ними может стоять дом или дерево. Самый печальный знак, если они будут стоять спиной друг к другу.

Младшие братья или сестрички тоже частенько оказываются в стороне от всех остальных. Если они к тому же микроскопических размеров, значит, ребенок ревнует и борется за внимание родителей. А щербатые улыбки от уха до уха, бантики, цветочки, воздушные шарики, летающие, как бабочки, вокруг, – верный признак того, что ребенку хорошо в этом мире.

Дошколята уже четко рисуют все части лица и тела, не забывая о деталях. Длинные руки у кого-то из родственников говорят о страхе перед тем, что он может наказать, ударить. Если папа часто ругает ребенка, тот может «забыть» нарисовать ему рот. Большие и толстые ноги у фигурок свидетельствуют, что ребенок чувствует напряженность в семье и подсознательно стремится к более надежному фундаменту семейных отношений.

Малыш, которому неуютно в мире, нарисует страшноватых людей с раскинутыми в сторону руками и большими пальцами. Художник, рисующий длинноногих людей, скорее всего стремится к независимости, а если ребенок изображает всех с поднятыми вверх руками, это не очень хорошо. Значит, ему нравится внушать страх, нравится, когда его боятся.

Оранжевые мамы, оранжевые папы…

Самое любимое и близкое ему существо малыш постарается раскрасить тем же цветом, что и себя. Напористые и непоседливые выбирают обычно теплые и горячие цвета – малиновый и оранжевый. Холодные тона предпочитают тихие, мечтательные, серьезные малыши. Их привлекают синий, голубой, бледно-желтый. Контраст черного и белого – отражение внутреннего конфликта, с которым ребенок никак не может справиться.

Стоит обратить внимание на то, как ваше дитя раскрашивает изображение. Если карандаш то и дело выскакивает за пределы контура, значит, малыш свободолюбив и наделен даром независимости. Если же рисунок раскрашен канцелярски аккуратно и уж тем более, если между контуром и основным цветом остается белая полоса – это знак, что малыш не уверен в себе, чувствует себя беззащитным и постоянно нуждается в вашей поддержке.

«Проблемные» рисунки

Девятилетний Максим был излишне возбужден, в школе плохо успевал по математике, а дома без конца дрался с братом и ссорился с отцом. Главная проблема Максима, по мнению детского психолога, к которому обратились родители мальчика, была связана с отношениями внутри семьи, но от прямых ответов на вопросы Максим уклонялся. Тогда психолог попросил его нарисовать свою семью.

Его картинка выглядела следующим образом: в центре — мама, папа, он и его брат Никита, в правом верхнем углу — маленькая фигурка, съежившаяся на стуле возле огромного окна. «Это моя бабушка, – тихо прошептал мальчик в ответ на вопрос психолога. – Она очень добрая, но слабая. Ее все обижают, ругаются на нее. Никто не замечает, какая она хорошая и добрая. Я ее люблю, поэтому защищаю. Ненавижу, когда Никитка ее обзывает, а отец не хочет, чтобы она сидела с нами за ужином».

Какие тут могут быть комментарии? Психолог рекомендовал родителям Максима изменить отношение к бабушке.

Метод рисования широко применяется в борьбе с навязчивыми детскими страхами. Согласно этой методике, ребенок должен изобразить свой страх на листе бумаги. Это задание выполняется дома в течение двух недель. На повторном занятии ребенку предлагают подумать и изобразить на обратной стороне этого же листа, как он не боится данного страха. Таким образом, бессознательный страх выводится на уровень сознания, и, размышляя над своим страхом, ребенок самоизлечивается.

Бывают случаи, когда дети отказывались рисовать на обратной стороне листа. При этом они говорят, что страх очень сильный и они не знают, что нужно сделать, чтобы от него избавиться. В подобных случаях психолог в присутствии ребенка может взять лист с изображением страха и сжечь его со словами: «Вот видишь, от злого чудища осталась маленькая горстка пепла, а сейчас мы ее сдуем и страх испарится». Этот несколько мистический прием работает на редкость безотказно, его можно использовать несколько раз до достижения необходимого эффекта.

Рисунок – это всегда отражение состояния детской души, настроения, отношения к окружающим или конкретной ситуации. Помните, что «картина мира» вашего малыша как сейчас, так и в будущем, во многом зависит от вас.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно