ЗАГАДКА ЯЗЫКА ЭТРУСКОВ

4 января, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск №1, 4 января-18 января

Кто были этруски? Почему они вызывают такой повышенный интерес к себе? Сейчас можно сказать определенно: этот народ жил в VIII—I веках до н.э...

Кто были этруски? Почему они вызывают такой повышенный интерес к себе? Сейчас можно сказать определенно: этот народ жил в VIII—I веках до н.э. на территории современной итальянской провинции Тоскана. Он обладал уникальными знаниями почти во всех областях человеческой деятельности. Но когда Рим превратился в могущественный город-государство, его войска покорили Этрурию, которая никогда не была единой страной и только во времена своего расцвета являлась союзом двенадцати городов-государств.

Под давлением латыни, на которой говорили римляне, этруски потеряли свой язык. Перейдя на латынь, они в конце концов стали называться итальянцами. По образному выражению единственного исследователя этрусского языка в бывшем Советском Союзе А.Харсекина, «итальянский язык — это латынь в устах этруска».

Этрусский язык пропал настолько быстро и бесследно, что уже в 40-х годах первого века до н. э. римский император Клавдий при составлении «Истории этрусков» писал о них как об исчезнувшем народе. Сегодня этрусков нередко называют загадочными, таинственными. Почему? Скорее всего из-за того, что их забытый язык до сих пор, спустя два столетия его научного изучения, не понят. Современные лингвисты не могут определить, к какой языковой семье он принадлежал.

Этрусские надписи легко читаются, поскольку написаны на одном из средиземноморских алфавитов. Но смысл написанного большей частью остается непонятным. Правда, после кропотливой и долгой работы лучших исследователей Европы и Америки, в настоящее время известно значение свыше 150 слов этрусского лексикона. Но этот успех стал возможным благодаря не этимологическому методу — посредством сравнения с другими известными языками, — а комбинаторному, помогающему понять значение этрусских слов вследствие изучения многочисленных эпитафий. Они, как и везде в мире, написаны по одинаковой схеме: имя умершего, имена его родителей, возраст покойного, род его занятий, должность и т. д. Для понимания более длинных и сложных надписей этрусскую лексику сравнивали со многими языками Европы, Азии, Африки и даже Америки. Однако обнаружили сходство лишь с несколькими словами латыни, греческого и других языков, что можно объяснить тесным общением этрусков с носителями этих языков.

Почему же интенсивные исследования лингвистов XIX и ХХ столетий ни на шаг не продвинулись в понимании языка этрусков, его происхождения? Такая неудача связана в первую очередь с тем, что все исследователи-лингвисты, занимающиеся этрусским, были индоевропеистами, ни на минуту не сомневавшимися, что этрусский был индоевропейским языком. Однако невозможность продемонстрировать на практике его индоевропейское происхождение не помешала лидеру итальянской этрусскологии, непререкаемому авторитету в данной области знаний, профессору Массимо Паллоттино сделать вывод: этрусский язык целиком и полностью является продуктом итальянского лингвистического развития. Дальше — больше. Появились и вовсе несуразные высказывания, утверждающие, мол, этрусский — в действительности изолированный язык. Подобные заявления неграмотные с точки зрения законов лингвистики, сильно помешали ученым, работающим над решением главных вопросов: кто были этруски и из какой страны они прибыли?

Этрусский язык возник и сформировался задолго до того, как его носители появились в Европе (по мнению многих исследователей, они пришли с Востока). Не исключено, что речь идет даже о раннеземледельческих культурах северо-востока Балкан, в круг которых входила и культура Триполье—Кукутени. К слову, по мнению авторитетных ученых, заселение Центральной и Западной Европы индоевропейцами началось на заре II тысячелетия до н. э.

Вообще создается впечатление, что отсутствие прогресса в познании этрусского языка вызвано нежеланием «хозяев» этрускологии (Владимир Георгиев назвал ее «итальянской национальной дисциплиной») допускать к изучению вопроса кого-либо «со стороны». Похожее уже происходило в начале ХХ века. Академика Н.Марра, автора «яфетической теории», согласно которой Кавказ в определенный период истории был центром древней цивилизации, итальянские коллеги попросту… не пустили в Италию, где ученый хотел познакомиться с археологическим материалом Этрурии. Впрочем, желание «не допускать» какие-либо народы или даже цивилизации (то есть археологические культуры) к «формированию» этрусков вполне объяснимо: трудно себе представить последствия подобного «перекраивания» истории Старого Света.

Прорыв в изучении этрусского языка наметился не где-нибудь в Европе, а в бывшем СССР и, что самое интересное, благодаря исследователям, непосредственно этрусским языком не занимавшимся. В 1980 году специалист по древневосточным языкам И.Дьяконов заявил: грамматика этрусского схожа с грамматикой хурритского языка. (Хурриты — народ, родственный урартам. В XVI веке до н. э. хурриты создали государство Митанки в верховье реки Тигр и ее притоков. По происхождению считаются выходцами с Южного Кавказа, по языку родственны современным северовосточнокавказским, то есть нахско-дагестанским народам.)

Вслед за Дьяконовым В.Иванов — апологет индоевропеизма, один из авторов фундаментального труда об индоевропейцах — в 1988 году опубликовал статью, где высказал мнение, что этрусский язык был одним из хурритских диалектов. Однако до подтверждения этих идей, то есть до практической интерпретации этрусских текстов, руки ни у кого не дошли.

Попытку интерпретировать этрусские тексты с помощью хуррито-урартских языков предпринял автор этих строк. Исследованием связи этрусского языка с языками Кавказа я занялся 25 лет назад. Первую короткую этрусскую надпись, состоящую из пятнадцати слов, интерпретировал в 1993 году. В 1998-м добавил еще несколько слов из той же надписи, начертанной на черепице из Капуи.

К сожалению, мои работы мало кого заинтересовали. Главная проблема — доказать истинность своих расшифровок, ведь подтвердить ее может только знающий хуррито-урартские языки не хуже автора интерпретаций. А таких специалистов в мире можно посчитать по пальцам.

Кстати, хурриты весьма небезынтересны для нас, украинцев. По предположению выдающегося украинского археолога, автора книги «Энеолит Украины» В.Даниленко, на древнейших каменных надгробных крышках, найденных в южных степных областях Украины, изображен верховный бог хурритов Тешуб. Значит, хурриты и другие кавказские племена или их отдельные группы при своем движении с Кавказа в Центральную Европу останавливались и долго, не одну сотню лет, жили в Украине. Весомым доказательством вышеизложенного может служить следующий факт: 84% бронзовых изделий, относящихся к бронзовой эпохе и найденных в Украине, изготовлены из кавказского сырья, отличающегося от обычной бронзы тем, что олово в сплаве заменено мышьяком.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно