…Я почему раньше ворчала? У меня компьютера не было!

10 февраля, 2012, 14:35 Распечатать Выпуск №5, 10 февраля-17 февраля

Проблема ликвидации компьютерной безграмотности среди пожилого населения достаточно актуальна.

«Больше всего боюсь не постареть, а устареть», — любит повторять моя 85-летняя бабушка. Вероятно поэтому, выйдя на пенсию, она чем только не занималась — от организации туров за рубеж до тренировок по боевому ушу! В конце концов, опасаясь, как бы дело не дошло до членовредительства, я посоветовала ей заняться тем, что она, как историк практически с 50-летним стажем, лучше всего умеет делать — обучать детей истории. После этого родилась идея написать пособие по истории Украины, но так как печатная машинка к тому времени окончательно вышла из строя, был куплен ноутбук и принтер. Надо сказать, что бабуля на удивление быстро освоила новую технику и буквально через месяц демонстрировала собственноручно набранную первую главу. Вслед за набором текста довольно быстро был освоен поиск в Интернете, Skype (для общения с многочисленными учениками, разъехавшимися по всему миру), интернет-телевидение и социальные сети — чтобы быть, как сказала бабушка, «на одной волне» с внуками и правнуками. 

Между тем, для многих пожилых людей первое общение с компьютером оказывается и последним — несмотря на все попытки родственников их «подружить». О том, что проблема ликвидации компьютерной безграмотности среди пожилого населения достаточно актуальна, говорят периодически вспыхивающие на интернет-форумах дискуссии, появление многочисленных предложений частных фирм, поддерживающих платные и бесплатные курсы и даже внимание властей. К примеру, в ряде российских регионов существуют специальные региональные программы по обучению пожилых людей информатике, действуют университеты третьего возраста. Приобретают все большую популярность специализированные блоги, например, сайт Светланы Козловой «Бабушка онлайн», занимающийся компьютерным ликбезом как раз этой возрастной категории.

Некоторые попытки «информатизации» населения старшего возраста предпринимаются и в нашей стране. Получить необходимые знания и навыки, как и в России, можно в университете третьего возраста (он действует в столице и ряде городов страны), где есть факультет информатики, в некоторых специализированных учебных заведениях — например, в компьютерной академии «Шаг» примут студента и в 55 лет. Появляются и специальные региональные учебные заведения, принимающие на учебу тех, кто старше 55-ти. Однако целостной и доступной (как финансово, так и физически) системы получения образования для всех желающих, в том числе и по информатике, нет. 

Технический директор одной из IТ-компаний Андрей Юрецкий полагает, что какие-то особые возрастные курсы вовсе не нужны. «Все зависит не от возраста, а от самого человека — готов ли он учиться, воспринимать новое, — говорит Юрецкий. — У нас замгенерального начал осваивать компьютер уже после 60-ти — раньше у него секретарь и почтой ведала, и информацию в Интернете искала, и тексты набирала. Потом ситуация изменилась, и ему пришлось таки осваивать технику. Так он буквально за две-три недели все, что ему было нужно, освоил. А вот мой сосед, которому всего 46, никак не может запомнить простые операции и все время то сына дергает, то меня». 

То, что никаких особых программ по обучению пожилых людей компьютерной грамотности не требуется, а нужно лишь чуть больше внимания и терпения, считает и руководитель Центра семейной психологии Елена АБДУЛЕНКО.

— Нередко спрашивают, как обучить пожилого человека работе на компьютере? Точно так же, как и любого другого. Это проблема не столько возраста (хотя, безусловно, полностью сбрасывать ее со счетов не стоит), сколько готовности самого человека к восприятию нового, а также методики обучения. Просто у многих из тех, кто берется обучать свою бабушку или маму, не хватает терпения подробно объяснить, а потом несколько раз спокойно повторить. Не пытаться рассказать сразу все, а двигаться постепенно, особенно в первое время. К слову, как это ни парадоксально звучит, но проблема большинства новичков, делающих первые шаги в изучении информационных технологий, в том, что они обращаются с просьбой обучить их компьютерным премудростям к профессионалам. Специалист-компьютерщик, способный устранить любую проблему на вашей машине, при обучении новичков часто забывает упомянуть о мелочах, которые считает понятными и без объяснений. Но для человека, впервые осваивающего незнакомую для него сферу, мелочей не бывает. 

— К кому же лучше обратиться? 

— К тому, у кого есть желание и терпение объяснять элементарные вещи. Лучше, если это будет близкий родственник — можно получать информацию в то время и в том объеме, который необходим в данный момент. Либо, если есть возможность, пойти на курсы, где обучают по программам, специально разработанным для пожилых. Конечно, можно найти специальные обучающие программы либо выйти на сайты, которые за определенную плату научат работать на компьютере, но это не всем подходит. Не каждый захочет вникать, изучать терминологию, что неизбежно при таком способе обучения. Некоторые хотят, чтобы им объяснили как можно проще, «на пальцах» — «нажмешь вот это окошко и попадешь на вот такую страницу». Как-то одна моя клиентка попросила меня поработать с ее пожилой матерью, которая, несмотря на болезни и одиночество, не хотела переезжать к дочери. Чтобы пожилая дама не скучала, родственники подарили ей ноутбук и для настройки всех необходимых программ пригласили мастера, который в том числе должен был помочь освоиться ей с новой техникой. Однако ничего не вышло — Валентина Петровна (так звали мою подопечную) только расстроилась из-за своей непонятливости и потраченных зря денег. Я предложила свою помощь и составила предельно подробную пошаговую инструкцию на все действия. 

— Например?

— «Чтобы войти в Интернет, нужно нажать на значок Интернета (буква «е» на шарике), расположенный в левом нижнем углу экрана…» И так на все! Мастер ей сказал: вот, кликнете на значок Интернета, а потом в строке наберете нужную вам тему или название сайта… Но после того, как мастер ушел, женщина забыла как выглядит значок и где его искать! Зато, следуя моим инструкциям, Валентина Петровна освоила все необходимые ей процессы — искала в Интернете рецепты разных блюд, узоры для вязания, создала свой архив рецептов, которые у нее были записаны на уже полуистлевших листочках, а вечерами общалась по Skype с дочкой и внуками, а последним даже помогала делать уроки. Радовалась как ребенок — раньше, говорит, только в фантастических фильмах можно было увидеть видеотелефон, а теперь он вот, прямо у меня дома! 

Для многих пожилых людей, особенно ограниченных в передвижении, компьютер — настоящее спасение. Он позволяет общаться с друзьями и близкими, находить новых знакомых, общаться на интересные темы, играть, наконец. Не так давно ко мне обращались клиенты с просьбой помочь избавить дочку от компьютерной зависимости — мол, девочка все свободное и не свободное время проводит в социальных сетях и играх. Проблема осложнялась тем, что ее активно поддерживает 72-летняя бабушка, с которой они вместе развлекаются в одних и тех же игрушках! Но если для школьницы игры — это реальный вред, то для одиноких пожилых людей, наоборот, возможность отвлечься от болезней, тяжелых воспоминаний, мрачных мыслей. 

Впрочем, некоторые возрастные особенности при обучении представителей «третьего возраста» работе на компьютере все-таки существуют, утверждает Артем Микуленко, преподаватель одного из столичных центров обучения компьютерной грамотности.

— Как правило, это связано с состоянием нервной системы, наличием проблем со зрением. К примеру, человек не может дважды кликнуть мышкой — то есть может, но у него получается два отдельных клика. В этом случае нужно настроить систему так, чтобы требовался только один клик. Кроме того, существуют специальные игры, помогающие пожилым людям освоить работу с мышкой и клавиатурой, выработать необходимые навыки. Если все-таки имеются проблемы с написанием, то можно настроить систему голосового управления компьютером. Также я посоветовал бы убрать все то, что может напугать пожилого человека или сбить с толку, — программы, периодически задающие вопросы, запросы обновлений и так далее. На рабочем столе нужно убрать все неиспользуемые ярлыки и наоборот, добавить ярлыки программ и папок, виджеты, которые чаще всего используются. Например, установить виджет погоды, времени, вынести папки с документами, фотографиями, файл с телефонной книгой, где в том числе должен быть и номер мастера по настройке компьютера. Словом, настроить так, чтобы все необходимое было под рукой. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно