Я ХОЧУ, ШОФЕР, ЧТОБ ТЕБЕ ПОВЕЗЛО!

7 сентября, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №35, 7 сентября-14 сентября

Отечественный и зарубежный опыт последних лет показал, что одним из самых эффективных путей сниже...

Отечественный и зарубежный опыт последних лет показал, что одним из самых эффективных путей снижения аварийности на автомобильном транспорте является обучение водителей оптимальным действиям в критических ситуациях. К сожалению, в действующих в нашей стране программах подготовки водителей вместо этого даются теоретические рекомендации, не подкрепленные методикой выработки и совершенствования необходимых навыков. В реальных условиях дорожного движения причинами ошибок могут быть не только недостаточный профессиональный уровень водителя, но и дорожные условия, низкая дисциплина других водителей, действия пешеходов и многое другое.

В нашей стране один из наихудших в Европе показателей дорожно-транспортных происшествий. За последние 10 лет в Украине произошло 420,6 тысячи ДТП, в которых погибло 73,1 тысячи и получили ранения различной степени тяжести 453,3 тысячи человек. Ежегодно в среднем на дорогах страны происходит около 40 тысяч ДТП, в которых гибнет близко 7000 человек и получают травмы разной степени тяжести 45 тысяч человек.

Аварийность на автотранспорте наносит значительные убытки экономике нашего государства. По оценкам экспертов Всемирного банка реконструкции и развития сумма убытков достигает почти 7 млрд. долларов США в год.

Анализ ДТП показывает, что в большинстве случаев водители не были готовы к действиям в критической ситуации, часто применяли неадекватные приемы управления, что и являлось причинами потери устойчивости и управляемости автомобиля.

Перспективным направлением снижения аварий на автотранспорте является обучение водителей прогнозированию дорожно-транспортных ситуаций. Наиболее уязвимым местом является отсутствие методических рекомендаций по умению прогнозировать ситуацию на дороге. В связи с этим в критических дорожно-транспортных ситуациях водители вынуждены применять на практике метод проб и ошибок. Увы, пока это единственный путь профессиональной подготовки водителей, квалификация которых не соответствует современным требованиям.

Абсолютно ясно, что особое место в подготовке водителей должно занимать обучение их оптимальным действиям в критических ситуациях, т.е. контраварийная подготовка водителей. Работы последних лет убедительно показали, что овладение навыками начальной контраварийной подготовки (а это может быть достигнуто за 4—6 дней занятий на учебном автодроме) заменяет от 10 до 15 лет самообучения водителя, которое нередко заканчивается авариями разной степени тяжести, ранениями и гибелью многих людей.

Контраварийная подготовка водителей всех категорий является наиболее эффективным способом повышения профессионального мастерства водителей. При этом существенно экономится время, материально-финансовые ресурсы, резко повышается безопасность самого процесса обучения.

Анализ дорожно-транспортных происшествий показывает, что наиболее часто попадают в аварию водители, имеющие трудовой стаж по специальности около года. По мере накопления опыта частота ДТП несколько уменьшается, а при стаже около пяти лет вновь растет число ДТП (в процентах к работающим). Объяснением этому может явиться психологический феномен «привыкания» к опасности, что совершенно не заменяет опыта и умения адекватно действовать в критической ситуации. Такая самоуспокоенность достаточно дорого обходится обществу.

Как показал опыт последних лет, объем практических занятий, предусмотренный стандартными программами автошкол, не может обеспечить высокой профессиональной надежности при управлении автомобилем. При этом, если сам процесс управления можно освоить в сжатые сроки, используя не только получаемые знания, но и собственный опыт, то для действий в сложных и критических ситуациях необходим целенаправленный курс обучения. Курс контраварийной подготовки водителей автомобилей разработан на базе Министерства транспорта Украины и теперь успешно применяется во многих центрах России.

Опыт показывает, что при утверждении системы обязательного обучения водителей, особенно занятых на перевозке пассажиров, основам контраварийного управления автомобилем повышается их профессионализм и снижается уровень аварийности на дорогах нашей страны. Для столицы и других крупных городов Украины эта проблема является наиболее острой и актуальной, решение которой дает огромный социально-экономический эффект.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно