ВЫБОР ВЕРНОГО КУРСА НУЖЕН КОРАБЛЮ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

28 декабря, 2001, 00:00 Распечатать

22 ноября нынешнего года Президент Украины Леонид Кучма подписал Указ «О реорганизации Государственного комитета молодежной политики, спорта и туризма Украины»...

Мария Булатова
Мария Булатова

22 ноября нынешнего года Президент Украины Леонид Кучма подписал Указ «О реорганизации Государственного комитета молодежной политики, спорта и туризма Украины». Решение это давно ожидалось, ибо оно продиктовано требованиями жизни. Вместо не оправдавшей себя триединой структуры — Госкоммолодьспорттуризма — глава государства предусмотрел создать отдельные ведомства — Государственный комитет Украины по делам семьи и молодежи, Государственный комитет Украины по вопросам физической культуры и спорта, а также поддержал предложение правительства об образовании государственной акционерной компании «Укртур».

Неожиданным стало другое решение: на должность председателя вновь созданного Государственного комитета, которому предстоит заниматься вопросами развития физической культуры и спорта в нашей стране, впервые назначили не бывшего комсомольского, партийного либо иного функционера или известного спортсмена, а человека из сферы образования и науки. Еще более неожиданным оказалось, пожалуй, то, что впервые не только в Украине, но и в истории бывшего СССР, да и вообще в независимых государствах, образовавшихся на его территории, руководителем физкультурно-спортивной отрасли стала женщина: на эту должность назначена Мария Михайловна Булатова.

Она родилась в 1960 году. Имеет два высших образования: в 1981-м окончила Киевский государственный институт физической культуры, а в 1990-м — Киевский государственный университет имени Тараса Шевченко. После окончания в 1985 году аспирантуры КГИФК и успешной защиты кандидатской диссертации работала в вузе научным сотрудником, а затем прошла там путь до заведующего кафедрой информатики и современных технологий в физическом воспитании и спорте, а потом — проректора по международным связям Национального университета физического воспитания и спорта Украины. Одновременно с этой многогранной работой в вузе доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины М.Булатова была одним из инициаторов создания — в составе учебно-научно-спортивного комплекса университета — Института новейших технологий в физическом воспитании и спорте и стала руководителем этого НИИ. Мария Михайловна — автор более чем 150 научных трудов по проблемам теории и методики спортивной подготовки, учебников и учебных пособий, изданных как у нас в Украине, так и в ряде зарубежных стран. В 2000 году её труды были отмечены Государственной премией Украины в области науки и техники. Булатова является членом исполкома Национального олимпийского комитета Украины и президентом Олимпийской академии Украины, активно участвует в деятельности различных международных организаций. Во всем этом ей, помимо знаний и опыта, помогает также и то, что она свободно владеет не только украинским и русским, но и несколькими европейскими языками.

Редакция газеты «Зеркало недели» обратилась к председателю Государственного комитета Украины по вопросам физической культуры и спорта М.Булатовой с просьбой об эксклюзивном интервью по наиболее актуальным проблемам отрасли. Мария Михайловна любезно согласилась ответить на наши вопросы.

— Как вы относитесь к воссозданию самостоятельного государственного органа управления физическим воспитанием и спортом в нашей стране и как восприняли предложение возглавить этот Госкомитет? Ведь вся ваша предыдущая карьера — это деятельность в сфере науки и образования...

— Я считаю, что возрождение такого Государственного комитета — правильное и своевременное решение. Ведь спорт представляет собой исключительно динамичную область деятельности, которая во многом развивается по своим специфическим законам, вытекающим из необходимости оперативно и эффективно руководствоваться международными стандартами и критериями. И наибольшие спортивные успехи на международной арене, как правило, достигались теми странами, где за спорт отвечала компактная и динамично работающая государственная структура. Так что, полагаю, с воссозданием в Украине Государственного комитета по вопросам физической культуры и спорта у нас появилась реальная возможность сконцентрировать все внимание и усилия на нескольких основных направлениях развития спорта высших достижений.

Что же касается второй части заданного вами вопроса, то скажу откровенно: предложение возглавить Госкомитет Украины по вопросам физической культуры и спорта явилось для меня полной неожиданностью, поскольку и вся моя предыдущая работа, и мои перспективные личные планы на будущее никак не предполагали столь резкого перехода. Но когда я получила такое предложение, дала согласие, не колеблясь. Тут, очевидно, сказалось то, что я уже почти 25 лет — начиная еще со студенческой скамьи — с огромным интересом работаю в этой сфере.

Глубоко убеждена в том, что наука и образование являются основой прогресса в любой сфере. И надеюсь, что знания и опыт, полученные за годы учебы и труда, помогут мне в этой новой, сложной, ответственной и ко многому обязывающей работе.

— Вы уже месяц возглавляете Государственный комитет Украины по вопросам физической культуры и спорта. Известно, что за прошедшие десять лет отрасль постоянно лихорадило: неоднократно менялась и структура органа госуправления физическим воспитанием и спортом, её руководители. В отечественном спорте и физическом воспитании накопилось немало сложнейших проблем. В чем их причины? И что, на ваш взгляд, нужно сделать для того, чтобы наконец-то обеспечить стабильность самого Госкомспорта и результативность его деятельности, эффективность управления отраслью?

— Что касается причин недостатков и проблем в сфере физического воспитания и спорта в Украине, ответ мог бы быть очень простым: это постоянная смена как самой структуры управления отраслью, так и персоналий её руководителей, а также, конечно, недостаточное финансирование этой сферы и другие негативные факторы — упадок материально-технической базы, потери в кадровом потенциале и т.п. Так в определенной мере считают очень многие специалисты, работающие в отрасли. Такой же точки зрения придерживалась и я — до тех пор, пока не соприкоснулась непосредственно с обязанностями председателя Госкомспорта. Проанализировав сложившуюся ситуацию, я убедилась: то, что до сих пор воспринималось как причина, на самом деле является следствием. Основная же причина заключается совсем в ином — в существующей нормативно-правовой базе, в соответствии с которой приходилось и приходится действовать нашей отрасли, устаревших стереотипах в организации дела.

По нормативным документам, определяющим характер деятельности органа государственного управления этой отраслью (прежде всего, по положению о Госкомитете или положению о департаменте физической культуры и спорта в структуре Госкомитета молодежной политики, спорта и туризма), Госкомитет — это организация, которая работает, увы, не так, как должны действовать министерства и государственные комитеты. Положение о нашем Госкомитете ни в коей мере не соответствует тем стержневым задачам, которые этот Госкомитет — как орган государственного управления — должен был бы решать — осуществлять выработку общей стратегии деятельности отрасли, реализовывать государственную политику в сфере физического воспитания и спорта и т.п. Вместо этого основные вопросы стратегического характера лишь декларируются, а фактически Госкомитету (министерству) в том или ином виде, согласно положению, предписывалось заниматься многими сугубо техническими функциями, включая проведение спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов, обеспечение спортсменов и команд формой и снаряжением, определение премий, решение транспортных вопросов и т.п.

— Как же Госкомспорт Украины (и предшествующие ему структуры) дошли до жизни такой?

— Дело в том, что после образования Украины как самостоятельного независимого государства положение о Госкомспорте Украины (или соответствующем министерстве) было практически списано с аналогичного положения о Госкомспорте Украинской ССР. При этом, как ни прискорбно, не учли весьма существенного отличия. Госкомспорт УССР был структурой, реализовывавшей стратегию развития физической культуры и спорта, определявшуюся в Москве — в ЦК КПСС и Госкомспорте СССР — и затем «спущенной» по инстанциям вниз, в союзные республики — в том числе и в Украинскую ССР — для беспрекословного выполнения.

Госкомспорту Украины (министерству) как структуре управления было уже не до стратегических функций: захлестнула инерция и множество текущих проблем и рутинных вопросов, связанных с подготовкой сборных команд страны к Олимпийским играм, чемпионатам мира и Европы, с разработкой и реализацией календарей спортивных соревнований, с постоянной нехваткой финансирования, невыплатами зарплат, закрытием детско-юношеских спортивных школ, бесконтрольным открытием вузов и факультетов.

Несмотря на принципиально новые политические, экономические и социальные условия, сложившиеся в Украине, система государственного управления физическим воспитанием и спортом почти полностью сохранилась такой же, какой она существовала в бывшем СССР. Например, так называемые добровольные спортивные общества (ДСО) не создаются снизу, а навязываются сверху, что противоречит законодательству Украины об общественных организациях.

Подобная же ситуация сложилась и во взаимоотношениях Госкомспорта со спортивными федерациями, которые, особенно в последние годы, одна за другой появляются в Украине, словно грибы после дождя. Эти федерации по видам спорта, как известно, являются общественными организациями. Но при этом новоявленные федерации вначале регистрируются (как общественные организации) в Министерстве юстиции Украины, а после этого ставят перед Госкомспортом вопрос о развитии соответствующих видов спорта, что далеко не всегда целесообразно и соответствует Закону Украины «О физической культуре и спорте». К тому же спортивные федерации превратились в некие «придатки» Госкомспорта и зачастую ждут, когда он будет выполнять ту работу, которую должны делать эти федерации.

Подобная «политика» привела к тому, что Госкомитет постепенно отошел от выполнения своих главных функций, обусловленных требованиями реализации государственной политики в сфере физического воспитания и спорта. Госкомитет не только не сумел надлежащим образом реализовать свои главные задачи, но и оказался тормозом, мешающим развитию общественных организаций — в первую очередь, спортивных федераций и добровольных спортивных обществ, вся деятельность которых должна строиться на принципиально иной основе, нежели в государственных структурах.

Кстати, среди нынешнего великого множества спортивных федераций, существующих в Украине, есть и такие (например, федерация спортивных танцев), которые смогли самостоятельно, без государственных дотаций, вовлечь в занятия этими видами спорта огромное количество людей, изыскали спонсорские и другие источники внебюджетного финансирования, сами вышли на соответствующие международные спортивные федерации, а главное — сумели добиться высоких спортивных результатов и завоевать авторитет не только в Украине, но и на мировой арене. Жаль, но эти примеры — скорее исключение. В большинстве же национальных спортивных федераций продолжают руководствоваться старыми традициями и потребительскими принципами, привыкли к такому порочному стилю работы и не хотят его менять.

А разве мы не видели, как в ряде видов спорта, в которых олимпийская подготовка, организованная федерациями, была профинансирована государством в полном объеме, выступления наших спортсменов на ХХVII Олимпиаде (2000 г.) в Сиднее оказались провальными? Как ни странно, после этих Игр — при подведении итогов выступлений спортсменов Украины — соответствующим национальным спортивным федерациям удалось в конечном счете остаться в стороне, а ответственность за неудачи на аренах олимпийского Сиднея понесло руководство Госкомспорта.

— В этой связи еще один вопрос: как Национальный олимпийский комитет Украины, национальные федерации по видам спорта помогают сейчас Госкомспорту на заключительном этапе олимпийской подготовки?

— Вопрос этот — весьма серьезный. Дело в том, что в соответствии с Олимпийской хартией не Госкомспорт, а НОК имеет исключительные права на представление своих стран на Играх, формирует делегацию, возглавляет ее, отвечает за экипировку, проезд, страховку спортсменов, несет ответственность за поведение членов своей делегации. Что же касается национальных спортивных федераций, то они отвечают за подготовку спортсменов, представляют в НОК свои предложения по их включению в делегацию.

К сожалению, у нас эти функции федерации и НОК, в основном, переложили на Государственный комитет, который взял на себя практически всё финансирование (более 95 %) и решает большинство вопросов, которые являются функцией НОК, — транспортные расходы, страховка, финансирование подготовки, приобретение инвентаря и т.д., и т.п.

Однако в дальнейшем нам бы хотелось, чтобы НОК Украины и национальные федерации при подготовке к Играм руководствовались Олимпийской хартией и брали на себя значительно большую роль в деле подготовки и участия спортсменов в Олимпийских играх, а также несли ответственность за итоги выступлений команды. Это несомненно скажется и на деятельности Госкомспорта, даст ему возможность сконцентрировать внимание на других важных направлениях работы.

— Какой же, по вашему мнению, должна быть оптимальная структура управления развитием физической культуры и спорта в Украине?

— Она должна соответствовать структурам, поддерживаемым международной олимпийской системой. За образцы нам стоит взять положение дел в этой сфере в тех странах, где на протяжении длительного времени стабильно и успешно функционируют соответствующие управленческие структуры в области физического воспитания и спорта.

Но нельзя забывать и о другом аспекте этой проблемы: руководители различных государственных и общественных организаций должны воспринять создание новой управленческой структуры как неизбежный путь, который нужно пройти ради пользы общего дела государственной важности, а не как арену для споров и конфликтов, удовлетворения собственных амбиций и стремления сохранить отжившие стереотипы, руководствуясь личными интересами.

— Какими вам видятся наиболее оптимальные и реалистичные в сегодняшних экономических условиях пути улучшения финансового обеспечения деятельности отрасли?

— Поскольку в нынешних трудных условиях одними ассигнованиями из госбюджета не обойтись, наша отрасль ищет различные внебюджетные источники финансирования. Используя последние, за последние полтора года нам совместно с Национальным олимпийским комитетом и партнерами удалось сформировать современную систему медицинского обеспечения подготовки спортсменов, входящих в основные составы сборных команд Украины. Эта система включает в себя оснащенные на современном уровне лабораторию допинг-контроля, клинику спортивной травмы, реабилитационно-восстановительный центр, лабораторию питания спортсменов и использования разрешенных стимулирующих препаратов, центр функциональной диагностики и ряд других структур, оборудование которых обошлось в несколько миллионов долларов США.

Но это вовсе не исключает необходимости чёткого выделения утвержденных — пусть и очень скромных — средств из госбюджета Украины. Причем поступать по назначению эти средства должны регулярными порциями — в строгом соответствии с принятым графиком. Ведь специфика спортивной отрасли заключается в том, что в течение всего года ежемесячно в системе подготовки и соревнований, проводимых как у нас в стране, так и за её пределами, находятся около 500 ведущих спортсменов Украины и примерно 300 тренеров, научных работников, технических специалистов. И эффективное обеспечение их полноценной каждодневной деятельности просто немыслимо без своевременного финансирования.

Непонимание такой специфики спорта высших достижений приводит к печальным последствиям. Приведу лишь некоторые, наиболее характерные примеры.

Бывший премьер-министр Украины Виктор Ющенко при подведении итогов участия спортсменов нашей страны в ХХVII Олимпиаде, проходившей осенью 2000 года в австралийском Сиднее, сказал, что бюджетное финансирование олимпийской подготовки было выполнено правительством Украины на сто процентов. Однако львиная доля госбюджетных средств, выделенных на подготовку украинских спортсменов к Олимпиаде в Сиднее, поступила слишком поздно — только за полтора-два месяца до этих Игр.

Действительно, за счет поступивших из бюджета денег удалось оснастить современным оборудованием гимнастический центр на олимпийской базе в Конче-Заспе. Но ведь сделано это было — именно по причине несвоевременного выделения средств — лишь тогда, когда наши спортсмены уже отбыли из Украины на олимпийские соревнования. Из-за этого сборные нашей страны по спортивной гимнастике, не имевшие возможности готовиться к Играм на современных снарядах, недосчитались, как минимум, двух олимпийских медалей.

Только к июлю-августу 2000 года Госкомспорт Украины смог рассчитаться со многими ведущими спортсменами нашей страны и их тренерами по прежним долгам (зарплата, командировочные, транспортные расходы, затраты на питание на сборах и т.д.).

— Не секрет, что многие украинские спортсмены большую часть года тренируются на зарубежных спортивных базах, чем нередко порождаются серьезные финансовые и организационные проблемы. Как вы к этому относитесь? И как, на ваш взгляд, можно охарактеризовать нынешнее состояние отечественных спортивных сооружений и перспективы их развития?

— К большому сожалению, спортивные сооружения в нашей стране, за редким исключением, не отвечают современным требованиям. Мы не можем обеспечить надлежащие условия для высокоэффективной подготовки спортсменов. А сооружения по большинству зимних видов спорта соответствующих современному уровню в Украине вообще нет, либо они давно не работают. Лишь в последние два-три года ситуация стала улучшаться: реконструируются и оснащаются некоторые старые спортивные базы, а в разных городах Украины построено несколько новых объектов.

Но пока многие украинским спортсменам — особенно ведущим — приходится значительную часть года готовиться к соревнованиям в различных зарубежных спортивных центрах. Ибо в противном случае они просто не смогут конкурировать с сильнейшими соперниками из других стран.

Нужно срочно строить, реконструировать и оборудовать собственные спортивные сооружения в Украине. Несмотря на серьезные финансово-экономические трудности в стране, этот процесс, хотя и недостаточно организованно, уже идет.

Госкомспорту Украины необходимо 5—6 современных комплексных баз олимпийской подготовки, что позволило бы практически полностью решить проблемы наших национальных команд.

В последние годы я имела возможность ознакомиться с системами олимпийской подготовки в таких странах, как Франция, Италия, Испания и Польша, чьи спортсмены в различных видах спорта успешно выступают на международной арене.

На базе Национального института физического воспитания в Париже создан мощный, отлично оснащенный центр олимпийской подготовки с широкой и разветвленной инфраструктурой. Там созданы надлежащие условия и для подготовки ведущих французских спортсменов, и для повышения квалификации специалистов. Они, помимо всего прочего, оперативно получают новейшую информацию, а в центре функционирует система научно-методического и медицинского обеспечения. Есть еще около 20 спортивных залов и других сооружений (в том числе велотрек, закрытый легкоатлетический стадион и т.д.). А результаты налицо: только воспитанники этого центра, выступавшие в составе сборных команд Франции на Олимпийских играх в Сиднее, выиграли 23 из 38 медалей, завоёванных там французскими спортсменами.

Примерно такой же центр работает и в столице Италии Риме, аналогичны и спортивные результаты его воспитанников на международной арене. А всего в настоящее время и во Франции, и в Италии систему олимпийской подготовки обеспечивают, в основном, по 5—6 спортивных баз общенационального масштаба.

Если же обратиться к истории, то, как свидетельствуют опытные специалисты, стоявшие в свое время у истоков создания и реализации систем подготовки в бывших СССР и ГДР (сборные которых в 70— 80-е годы на Олимпийских играх были явными фаворитами, зачастую намного опережающими другие страны в неофициальном общекомандном медально-очковом зачёте), то тогда в Советском Союзе функционировало около десяти олимпийских баз, а в ГДР — шесть.

Относительно скромные финансовые средства, предусмотренные бюджетом Госкомспорта на 2002 год на реконструкцию и оборудование спортивных сооружений для олимпийской подготовки, нам предлагают распределить между более чем 100 объектами различной ведомственной принадлежности. Нетрудно представить, к чему приведет реализация такого подхода: хотя косметические ремонты немного замедляют процесс разрушения этих спортивных сооружений, но использовать их для полнокровной олимпийской подготовки вряд ли будет возможно.

Мы должны изменить систему использования средств, выделяемых нашей отрасли на спортивные сооружения: все деньги следует направлять на нужды двух-трех центров олимпийской подготовки и доводить их до современного уровня. А в очередном году — браться за следующие такие объекты. При такой политике финансирования мы уже через 4—5 лет сможем получить спортивные базы практически по всем олимпийским видам спорта.

Если говорить о летних видах спорта, то, помимо дооснащения олимпийской базы в Конче-Заспе, нам следует активнее развивать и спортивные базы в Крыму — в Ялте и Алуште, а также уже действующий олимпийский спортивный комплекс в Киеве на базе Национального университета физического воспитания и спорта Украины и некоторые другие объекты.

— Кроме так называемых олимпийских видов спорта, существует еще много других, так или иначе культивируемых в нашей стране и имеющих соответствующие федерации. Как будет относиться к перспективам развития в Украине этих видов спорта возглавляемый вами Госкомспорт?

— Традиционно культивируемые технические виды спорта — автомобильный, мотоспорт, парашютизм, самолетный спорт, планеризм, дельтопланерный спорт и ряд других — не только решают соответствующие спортивные задачи, но и содействуют подготовке специалистов, способных управляться с различной техникой и нужных как в различных гражданских отраслях, так и в оборонных и некоторых других структурах. Эти виды спорта — сфера деятельности Общества содействия обороне Украины, при поддержке спортклуба Министерства обороны Украины. А Госкомспорт готов всячески способствовать их координации и целенаправленному системному развитию. Что же касается гольфа, боулинга, гимнастики ушу и некоторых других популярных в тех или иных странах, но в Украине не имеющих ни традиций, ни надлежащей спортивной базы, то они, как и пляжный волейбол, вполне могут существовать в нашей стране, в основном, с оздоровительно-рекреационной направленностью — в местах массового отдыха, различных клубах и т.д. А по мере развития можно будет говорить о вхождении этих видов в сферу деятельности системы спорта высших достижений.

Нас очень беспокоит ситуация, сложившаяся с распространением в нашей стране большого количества военизированных видов спорта, различных боевых искусств (включая и их крайние проявления). Нельзя не задумываться над тем, кто, где и как готовит ныне таких специфических спортсменов, овладевающих боевыми искусствами, приемы которых необходимы, в основном, в правоохранительных органах, спецслужбах и прочих силовых структурах. Это, на наш взгляд, должно предполагать обязательное лицензирование и, конечно же, строгий контроль со стороны МВД и СБУ за деятельностью таких структур.

— Известно, что в последние годы из Украины за рубеж — в поисках лучших условий для жизни и работы — уехали многие известные тренеры и другие опытные специалисты. Что необходимо предпринять, чтобы приостановить этот весьма нежелательный процесс?

— Да, мы понесли здесь большие и во многом невосполнимые потери. К сожалению, следует осознать: даже если кое-кого и удастся вернуть, то, как показывает практика, эти люди уже не будут работать с тем энтузиазмом, с какими они трудились тут ранее, до отъезда за границу. Поэтому, полагаю, основное, что нам следует сделать, — создать благоприятную среду для подготовки молодых специалистов и повышения квалификации тех, кто уже работает. Нужно создать им здесь такие условия, при которых эти специалисты не стремились бы уехать за рубеж.

А вообще-то у нас есть немало молодых талантливых тренеров, способных работать на высшем мировом уровне. Имеется передовая спортивная наука, труды которой широко известны далеко за пределами Украины. Мы начали интенсивно развивать спортивную медицину — и уже многого добились в этой области. Есть у нас признанные школы и их лидеры, а также перспективная молодежь, что вселяет оптимизм.

— Совсем немного времени осталось до XIX зимних Олимпийских игр 2002 года, которые пройдут в Солт-Лейк-Сити. Не за горами и Игры XXVIII Олимпиады в Афинах (2004 г.). Очень многих интересует вопрос: что же ожидает спортсменов Украины на этих олимпийских аренах? Каковы перспективы наших сборных команд?

— Я лично не считаю нормальным столь острое восприятие спортивных побед и неудач, как это сложилось в нашей стране в последние годы. Плохо, когда достижения в спорте являются важнейшим фактором национального престижа, национального самосознания, а спортивные поражения, неудачные выступления спортсменов воспринимаются в обществе как национальная трагедия. И я мечтаю о тех временах, когда эти позиции в общественном сознании наряду со спортом займут и другие сферы — здравоохранение, образование, наука, литература, искусство.

Но это нисколько не умаляет роли спорта, в разные годы сыгравшего очень важную роль в различных странах в решении ими острейших проблем как внешней, так и внутренней политики. Так это происходило, например, в
60-х годах в Японии, в 70-х — в ГДР и на Кубе, в 80-х — в Республике Корея. Сейчас это происходит в Китайской Народной Республике.

Несет такую нагрузку спорт высших достижений и в Украине. Однако мы должны более трезво оценивать возникающие ситуации, менее категорично и не так болезненно воспринимать неудачи наших спортсменов и команд. До сих пор применительно к спорту мы не можем преодолеть в сознании многих людей стереотип времен бывшего СССР — комплекс представителя супердержавы, постоянно стремящейся быть всегда и везде только первой. Но ведь Украина сегодня — не Советский Союз в пору его расцвета. Мы тратим на развитие спорта в десятки раз меньше средств, чем многие экономически более благополучные страны.

В Украине практически нет инфраструктуры для зимних видов спорта, а все наши спортивные сооружения в Карпатах не составляют и 3% от количества спортсооружений в Австрии, Швейцарии, Франции или Италии, не говоря уже об их оснащенности. Нет у нас в зимних видах спорта и эффективно работающих детско-юношеских спортшкол, мало квалифицированных тренеров. Да и в летних видах спорта — огромное количество проблем, в основном, материально-технического и экономического характера.

Мы собираемся в Солт-Лейк-Сити на XIX зимние Олимпийские игры и прогнозируем для сборной Украины в неофициальном общекомандном зачете место в конце первой двадцатки (при ожидаемом количестве стран-участниц более 80). Это то место, которое мы реально можем занять при полной мобилизации всех внутренних ресурсов и высочайшей самоотдаче наших спортсменов.

С летними видами спорта ситуация у нас неизмеримо лучше, чем с зимними, ведь тут есть система, спортивные сооружения, специалисты высокой квалификации. В сложных условиях многое делается в регионах Украины. Немало наших тренеров буквально творят чудеса: имея во много раз меньшие возможности по сравнению с основными зарубежными конкурентами, достигают результатов, которые западным коллегам кажутся просто фантастическими.

Возьмите, к примеру, только достижения пловцов и велосипедистов-трековиков Украины, завоевавших пять золотых медалей на чемпионатах мира 2001 года (три высшие награды — в плавании и две — в велоспорте). Между прочим, эти пять золотых наград составляют более 12% от общего числа медалей наивысшего достоинства, разыгранных на тех двух чемпионатах мира. И завоеваны эти золотые медали нашими спортсменами в тех видах спорта, которые на высочайшем уровне развиты во многих ведущих (и в экономическом, и в научно-техническом отношении) странах (США, Австралии, Франции, Германии, Италии, Канаде и др.). Хочу отметить и тот отрадный факт, что наши велогонщики выступали на велосипедах, рамы которых были разработаны с использованием современных материалов и технологий и изготовлены в Украине — в Авиационном научно-техническом комплексе имени О.К.Антонова в Киеве.

И наши позиции подтверждаются не только тем, что многие украинские тренеры и ряд ученых, к сожалению, уехавшие работать за рубеж, оказались востребованными в различных странах, но и тем, что, например, за последние десять лет в таких самодостаточных (и в экономике, и в спорте) государствах, как Германия, Италия, Франция, Испания, Китай и другие, были изданы написанные ведущими украинскими специалистами несколько десятков книг (научные монографии, учебники и т.д.) по теории и методике спорта высших достижений. Некоторые из этих книг пользуются там такой популярностью, что издателям пришлось переиздавать их по 4—6 раз с интервалами в полтора-два года.

Мы должны сделать всё для того, чтобы поддержать инициативы регионов, вселить в людей уверенность в перспективах отрасли физического воспитания и спорта и конкретной поддержкой показать, что наша страна постепенно выходит из экономического кризиса. Нужно повысить роль науки и образования, а также оперативно отбирать лучшие отечественные и зарубежные научные, методические, технические и другие достижения и без промедления практически реализовывать их в нашем спорте.

Если мы будем кропотливо и настойчиво работать в этих направлениях, то в перспективе Украина в соревнованиях по так называемым летним видам спорта вполне сможет стабильно занимать достойные места в группе таких стран, как Великобритания, Франция, Италия, Испания, Япония.

А в зимних видах спорта, где у нас нет таких богатых традиций, как в летних видах, явно мало специалистов и отсутствует необходимая материально-техническая база, путь спортсменов Украины к успехам будет значительно сложнее и длиннее.

— Какие еще острые проблемы стоят перед Госкомспортом Украины и как вы с вашей командой собираетесь их решать?

— Таких проблем много. Но одна из наиболее острых — в системе подготовки кадров. В нашей стране на протяжении уже многих лет отсутствует действенная система повышения квалификации. Отдельные разовые мероприятия (семинары, конференции и т.п.), проводимые эпизодически в Киеве и других городах Украины, проблему не решают. А в результате с каждым годом квалификация многих наших специалистов становится всё ниже и ниже. К тому же положение усугубляется материальными трудностями людей и, соответственно, их стремлением использовать своё свободное время для дополнительных заработков, а не для повышения профессиональной квалификации.

Однако, на наш взгляд, положение дел можно улучшить в достаточно короткие сроки. Мы намерены создать разветвленную сеть повышения квалификации, используя для этого и потенциал наших учебных заведений, и научно-исследовательских учреждений, и средства «Олимпийской солидарности» Международного олимпийского комитета, и помощь других международных организаций, заинтересованных в расширении образовательных программ. Будем использовать и систему контрактов и лицензирования.

Мы надеемся, что инициативы Госкомспорта в этих сферах будут поддержаны и Министерством образования и науки, и Высшей аттестационной комиссией. Тогда нам вместе, полагаю, удастся упорядочить систему подготовки кадров специалистов физического воспитания и спорта, которая бы соответствовала реальным запросам отрасли и систему подготовки и аттестации научно-педагогических кадров в этой сфере, что, конечно, способствовало бы повышению общей эффективности работы нашей отрасли.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно