ВСТРЕЧИ В НЕБЕ И НА ЗЕМЛЕ

14 сентября, 2001, 00:00 Распечатать

20 лет назад прекрасным майским утром в Киеве встретились украинка Евгения Королева, дочь одного и...

Тимофей Ефимов и Сотир Черкезов —
 окрыленные одной мечтой
Тимофей Ефимов и Сотир Черкезов — окрыленные одной мечтой

20 лет назад прекрасным майским утром в Киеве встретились украинка Евгения Королева, дочь одного из первых авиаторов Владимира Ефимова (о братьях Ефимовых «ЗН» писало 23 марта 1999 года), и болгарка Маргита Савова-Черкезова, дочь одного из первых летчиков Болгарии Сотира Черкезова. Эта незабываемая встреча помогла им открыть еще одну загадочную и неизвестную страницу жизненного пути первых пилотов, дороги которых шли параллельно, а временами пересекались в небе и на земле.

Судьба свела болгарина Сотира Черкезова и младшего из Ефимовых, Тимофея, в мае давно минувшего 1911 года, когда авиационные события следовали одно за другим, а тысячи людей с удивлением и восхищением смотрели на первых смельчаков, поднявшихся в небо на аэропланах.

Манящая высота

 

Они познакомились в очень важный для Тимофея день, когда он сдавал экзамены на звание рулевого пилота на комендантском аэродроме в Петербурге. В этом же году туда прибыл Сотир Черкезов, мечтавший построить здесь свой самолет и научиться летать. Став учеником Императорского Всероссийского аэроклуба, он сближается с Михаилом Ефимовым, который был уже хорошо известен в авиационном мире. Но с Тимофеем Сотир впервые увиделся, когда одессит спустился на землю на своем «Блерио», подаренном ему братом. Не скрывая восхищения, Сотир встретил воздушного фигуриста многочисленными восторженными комплиментами.

В газетах писали: «Полеты завершены — экзамены сданы блестяще: вместо положенных десяти «восьмерок» он сделал одиннадцать на надлежащей высоте». Кстати, при полете присутствовала первая женщина-журналист, писавшая о зарождении авиации, Антонина Томашевич.

После этой исторической встречи между авиаторами зародилась крепкая дружба. И болгарин, и украинец, талантливые и смелые летчики, до самозабвения отдавались любимому делу. Окрыленные одной мечтой, они конструировали, строили, внедряли новое, работали механиками, радовались успехам, делились опытом. Сотир делал первые шаги на летном поприще. Тимофей как мастер фигурных полетов демонстрировал горизонтальные восьмерки, спирали, крутые крены на виражах, планирующий спуск с выключенным двигателем. О нем часто писали газеты тех лет, но имя Сотира тоже стало появляться в прессе, особенно после получения им диплома: «Единственным болгарином среди выпускников клуба летной школы в 1912 году был Сотир Петрович Черкезов (пилотский диплом № 93 выдан 16.Х.12 г. от Императорского Всероссийского аэроклуба)».

 

Тучи над Балканами

 

Осенью 1912 года разразилась Балканская война. В Петербурге снаряжается добровольческий отряд.

Тимофей не ждет — он уже в Болгарии, прибыл сюда первым на своем видавшем виды «Блерио», уверенный, что принесет больше пользы в небе, чем на земле. Сиденье на своем «Блерио» Тимофей закрыл снизу броней — толстым стальным листом, — эту рационализацию он осуществил первым.

В одном из писем брату он пишет: «Турки наблюдали мой полет с нескрываемым изумлением, многие падали на землю и закрывали головы руками. Дважды облетев город (Адрианополь. — Авт.), я определил месторасположения турецких войск... Между прочим, болгары собирались нападать на правый фланг турок, я объяснил им, что видел колонны их противника, двигающиеся туда же. Болгары переменили направление и легко разбили не ожидавших нападения турок...». На обратном пути турецкими пулями было пробито крыло аэроплана, но ни одна пуля не задела Тимофея.

Весть о смелых, легендарных полетах Тимофея Ефимова быстро разнеслась по Европе. О нем пишут корреспонденты многих стран: «Тимофей Ефимов совершает удачные полеты под обстрелом, сбрасывает мелинитовые бомбы и прокламации, привозит разведданные...». За смелые полеты при осаде Адрианополя он был представлен к награде. Однако, несмотря на все эти героические поступки, принесшие ему славу, он был оскорблен одним из офицеров (вероятно, этот конфликт произошел из-за Христо Топракчиева, гибель которого Тимофей считал подстроенной), а затем ему было неожиданно сообщено, что «вход в офицерское собрание ему возбранен». Тимофей оставляет Мустафа-Пашу и прямо с аэродрома возвращается в Одессу.

 

Пересечение воздушных линий

 

Не довелось Сотиру встретиться с Тимофеем на балканской земле, но их воздушные линии пересеклись в небе Болгарии. В Мустафа-Пашу после отъезда одессита в числе известных летчиков-добровольцев прибывает и Сотир Черкезов. Из Одессы в Болгарию привозят четыре самолета «Фарман». Чуть позднее Черкезов приступает к боевым полетам. Немало времени он уделяет облету только что отремонтированных аэропланов...

Как только закончилась война, завершившаяся освобождением Болгарии, начались преследования воспитанников русских военных заведений. «Я был уволен... позднее узнал, что меня убрали как «русского воспитанника»...», — писал в своих воспоминаниях Сотир Черкезов, оставшийся не у дел.

Вернуться к мирной жизни не удалось. Над Европой разразилась буря Первой мировой войны, и Сотир добровольцем отправляется на свою вторую родину. Болгарина направляют в дислоцированный во Львове 7-й корпус 3-й армии. Позднее летчик воевал в авиаотряде, где в свое время служил П.Нестеров.

Тимофея Ефимова война застала в Курске, где он проводил каскады фигур высшего пилотажа. Однако на сей раз военная страда миновала героя осады Адрианополя — у него обнаружили болезнь глаз и отчислили из авиации. Пилот пережил тяжелую моральную травму, а после лечения был направлен в Симферополь инструктором летной школы.

Февральские вихри и метели семнадцатого застали Сотира Черкезова и братьев Ефимовых за общим делом — они работали инструкторами авиационных школ: Тимофей в Симферополе, Михаил в Севастополе, Сотир в Казани.

Годы все больше удаляют события тех лет. Однако первые авиаторы были яркими представителями своего времени, заслужившими уважение и благодарность соотечественников.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно