ВСЕ ЛИ РАВНЫ ПЕРЕД БОГОМ?

5 апреля, 1996, 00:00 Распечатать

Если в шаманизме за женщиной признавалась исключительная роль, а в политеистических религиях все ...

Если в шаманизме за женщиной признавалась исключительная роль, а в политеистических религиях все чаще пантеоны богов возглавлялись богами-мужчинами, то интересно было бы проследить, как же решается вопрос половой принадлежности единственного божества монотеистических религий?

Оказывается, весьма неоднозначно. Например, приверженцы брахманизма поклоняются единому всесущему божеству среднего рода - Брахману, который воплощается в виде отдельных божеств: Брахмы - создателя Вселенной, Вишну - ее хранителя и Шивы - ее разрушителя. Одним из самых главных божеств древних индийцев была жена бога Шивы, которая имела несколько разных имен. Наиболее широко она была известна под именами Дурга, Кали, Парвати или Ума. Как Парвати или Ума, она выступала в качестве богини материнства. Как Дурга или Кали - как богиня разрушения. Для большинства индусов такая противоречивая сущность божества символизировала непрерывность движения времени и материи от рождения к смерти, от созидания к разрушению.

А вот древние японцы, исповедовавшие синтоизм, поклонялись богине Аматерасу, которая, как считалось, была прародительницей японской императорской семьи. Любопытно, что синтоизм - чуть ли не единственная религия, которая не обещает жизни после смерти.

Древние китайцы поклонялись верховному божеству ди, или шан ди, которое стояло над всеми другими духами и душами умерших людей. Это же название встречается и во многих литературных памятниках, в которых оно иногда заменяется равнозначными терминами - «великое небо», «небесное божество». Царь признается «сыном неба», то есть сыном божества, его представителем на Земле. Любопытно, что через всю древнекитайскую идеологию красной нитью проходит учение об ян и инь, которые символизировали взаимодействие двух крайних противоположностей: светлого и темного, твердого и мягкого, положительного и отрицательного, мужского и женского.

В этих религиях не заметно явного превосходства одного пола над другим, но зато подчеркивается избранность народа, исповедующего данную религию. По всей видимости, это связано со становлением государственности, укреплением централизованной власти. По мере завершения этого процесса во многих странах одна за другой стали возникать монотеистические религии: зороастризм, иудаизм, буддизм, ислам, христианство, существующие и поныне. Все эти религии имеют персонифицированных создателей, пророков, причем все эти пророки были исключительно мужского пола и религии, которые ими провозглашались, были предназначены прежде всего для мужчин. Но это уже тема отдельного разговора.

По материалам

ММЦ Интерньюз

(Продолжение следует)

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №24-25, 23 июня-6 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно