Возвращение мира. На пути к преодолению аутизма

2 ноября, 2007, 14:07 Распечатать Выпуск №41, 2 ноября-10 ноября

Дети-«Маугли», воспитанные животными либо по каким-то причинам оказавшиеся в глубокой изоляции и лишенные человеческого общения, возвратившись в мир людей, уже не могут обрести способность полноценно общаться...

Дети-«Маугли», воспитанные животными либо по каким-то причинам оказавшиеся в глубокой изоляции и лишенные человеческого общения, возвратившись в мир людей, уже не могут обрести способность полноценно общаться. Те зоны мозга, которые у любого обычного человека отвечают за понимание и воспроизведение речи, у них не развиваются, а способности к социальному взаимодействию атрофируются. Эти редчайшие случаи становятся объектом пристального внимания, о них пишут в газетах и говорят по телевидению. Но рядом с нами живут другие дети, и их гораздо больше, которые также лишены способности к общению, но совсем по другим причинам.

В теле — как в трюме, в себе — как в тюрьме

Черноглазому симпатяге по имени Ваня семь лет. Следующей осенью, позже других детей, он, скорее всего, пойдет в обычную школу. А четыре года назад, когда специалисты поставили ему диагноз «аутизм», казалось, что этого не произойдет никогда.

Еще не так давно Ваня не отвечал на вопросы и говорил либо сам с собой, либо только о том, что ему интересно. А увлекала его всего лишь одна тема, очень странная для ребенка такого возраста, — геологическое строение Земли. Об этом он мог говорить часами, употребляя термины, обычные в устах седовласого доктора наук, но не пятилетнего малыша. Он не смотрел в глаза и избегал объятий мамы, вырываясь и крича, когда она хотела его приласкать. Как и подавляющее большинство аутистов, ребенок играл лишь в однообразные, стереотипные игры — наслаждаясь звуками сминаемого целлофана и текущей из крана воды. Он требовал, чтобы на прогулках с ним ходили по одному и тому же маршруту, и если это условие не выполнялось — демонстрировал возмущение и ярость. Казалось, ребенок желает лишь одного — чтобы его оставили в покое. Его мозг, по причинам, которые пока не понятны специалистам, еще до его рождения сформировался неправильно, таким образом, что мир воспринимался малышом фрагментарно, непонятно, тревожно. Причины и следствия в этом мире не существовали, а ориентироваться на реакции других людей ему мешало странное НЕЧТО — особенность его болезни. От этого сложного, пугающего многообразия вокруг он уходил в себя. Чтобы защититься, он строил барьеры, которые казались непреодолимыми — агрессивное нежелание общаться, постигать новое в игре. В своих занятиях, в своей жизни он требовал порядка, который бы никогда не нарушался и давал бы ему чувство защищенности. И этим загонял себя в ловушку вторичной изоляции, как и другие аутичные дети, которые, сопротивляясь переменам в своей жизни, как будто дают понять: «мне хорошо в моем мире, отстаньте, не трогайте меня».

К счастью, его мама не пошла на поводу этого желания, хотя искушение было велико. Но она понимала, так можно лишить сына последнего шанса развиваться, компенсировать свои проблемы. Чтобы победить парадоксальную реакцию, когда ребенок одновременно хочет и сопротивляется телесному контакту, мама Вани брала его на руки и крепко-крепко обнимала, несмотря на крики и отчаянные попытки вырваться. И ребенок успокаивался, затихал. Он учился тому, чему обычных детей учить не надо: желанию маминой ласки, пониманию того, что ее улыбка означает нечто приятное, а нахмуренные брови грозят запретом или строгим замечанием.

Стать чуть более «обычным» ребенком для Вани и было невероятно трудно. Только его родителям и специалистам, занимавшимся с ним, было известно, как сложен и тернист был этот путь. И самостоятельный поход в магазинчик во дворе дома стал их первой победой. Большим подвигом маленького человека.

Шаг сквозь слезы

На первый взгляд может показаться, что с таким диагнозом нужно смириться, принять как приговор. Но специалисты уверены, этого ни в коем случае делать нельзя! И пример с Ваней — тому подтверждение. Аутизм нужно преодолевать. Несмотря на то, что «это не лечится» и волшебной пилюли нет и, скорее всего, никогда не будет. Несмотря на то, что это тяжелый труд, морально и физически, и что у каждого малыша есть свой потолок развития. Кто-то в силу особенностей развития и компенсаторных возможностей сможет почти полностью преодолеть аутизм, кто-то так и не переступит через умственную отсталость или сопутствующие аутизму сложные заболевания. Тогда задача коррекционного педагога — максимально развить ребенка. Ведь иногда, несмотря на ужасающую картину в детстве и необнадеживающие прогнозы, такого ребенка удается «дотянуть» до возможности вести нормальное человеческое существование — работать, учиться, жить полноценной жизнью. Ну а что касается проявления некоторых «странностей» в характере такого человека — так у кого их нет?

Поэтому специалисты, работающие с такими детками, знают: преодолев первый страх и сопротивление, аутята радуются этому новому опыту и готовы идти на контакт, в мир человеческих отношений. Им, как и всем детям, нужны любовь и забота родителей, объятия, сказки на ночь, возможность познавать мир и радоваться ему.

Для этого психологи благотворительной организации поддержки лиц с аутизмом «Сонячне коло» организовали коррекционный лагерь, где ребятишек учили двигаться, играть, общаться, выполнять простые действия по инструкции взрослого. А еще в этом лагере под Полтавой психологи работали с родителями, обучая их приемам коррекции, взаимодействия с детьми, убеждая в том, что они должны не опускать руки и назло болезни и вопреки прогнозам дать возможность своим малышам расти и развиваться, несмотря ни на что. А ведь многие из этих детей никогда не были в лесу, не общались с ровесниками, редко выходя порой за порог своей квартиры.

И глядя на радостную улыбку ребенка, впервые увидевшего речку, хотелось сказать: «Знаешь, малыш, даже если диагноз «аутизм» отгораживает тебя от мира стеной из матового стекла, если тебе не удается выразить свою привязанность к близким людям и ты не можешь говорить, как все дети в твоем возрасте, — мы обязаны дать тебе шанс. Шанс расти и радоваться миру, который сейчас кажется тебе непонятным и пугающим, но может быть добрым и радостным. Для тебя!».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №1277, 11 января-17 января Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно