Внедрение аудиогидов: ситуация безнадежна?

28 апреля, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №17, 28 апреля-12 мая

Украинские экскурсионные бюро работают без аудиогидов — специальных устройств, помогающих туристам самостоятельно познавать тайны увиденного...

Украинские экскурсионные бюро работают без аудиогидов — специальных устройств, помогающих туристам самостоятельно познавать тайны увиденного. Уже один этот факт говорит о том, что отечественный рынок туристических услуг не просто переживает период становления, а находится в зачаточном состоянии.

Если сказать по-простому, аудиогид — это плеер, который с помощью магнитного носителя воспроизводит текст экскурсии. Их использование вызвано тремя основными причинами. Во-первых, турист получает качественную информацию, освобожденную от «вольного словоблудия» гида (а такие перегибы, уверяю вас, случаются не только у нас, но и у «них»). Во-вторых, экономия: аудиогиду не надо платить зарплату. В-третьих, с помощью аудиогида можно обслуживать экскурсантов из разных стран на их родном языке.

Аудиогиды бывают двух видов — индивидуальные (туристу дают плеер с нужной записью, он надевает наушники и слушает текст, спокойно прохаживаясь вдоль экспозиции) и массовые (группе туристов из разных стран предлагают надеть наушники и выбрать нужный язык — автобус или катер катает гостей по городу, а из их динамиков льется понятный иностранцам текст).

Практика использования аудиогидов широко применяется в развитых странах. Оно и понятно: в кораблике, который возит туристов по Сене, могут оказаться и японцы, и немцы, и американцы, и итальянцы, и граждане одной из стран постсоветского пространства. Читать им одновременно пять экскурсий, но на разных языках, конечно, неразумно — в звуковой полифонии никто ничего не разберет. С помощью же аудиогида каждый слушает информацию на понятном ему языке.

В Украине нет примеров одновременного и массового обслуживания туристических групп, приехавших из разных стран. Если приезжают, скажем, японцы, то им выделяют отдельный автобус и «приставляют» гида со знанием японского. Не очень активно внедряются и индивидуальные аудиогиды, которые могли бы вытеснить «традиционных» экскурсоводов из музеев, галерей и маршрутов. А зря. Ведь экскурсия, записанная на хорошем украинском языке, могла бы выполнять не только познавательную, но и воспитательную, и даже идеологическую функции. Кроме того, уровень знаний многих отечественных экскурсоводов откровенно слаб. Следовательно, применение аудиогидов могло бы существенно повысить качество обслуживания туристов.

Наше государство проблемой внедрения аудиогидов не занимается. Совсем. «Украинский рынок, а точнее — наши туристические компании, еще не «доросли» до широкого применения аудиогидов», — полагает глава Государственной службы туризма и курортов Украины Анатолий Пахля. Впрочем, Анатолия Ивановича в сложившейся ситуации упрекать нет смысла: он занял эту должность совсем недавно, штат возглавляемой им службы — чуть больше двадцати человек. При «верстке» бюджета Верховная Рада по сложившейся традиции на туризм выделила сущие копейки. Тут, согласитесь, не до аудиогидов…

А вот россияне в вопросах внедрения аудиогидов весьма заметно продвинулись. К примеру, такую услугу предлагают многие российские музеи: по нашим данным, их не менее трех десятков. Один из них — Пермский областной краеведческий музей. Для его посетителей подготовлены аудиоэкскурсии на русском, татарском, коми-пермяцком, немецком и английском языках. Причем проект «Аудиогид» был реализован, де-факто, на спонсорские деньги: он победил на областном конкурсе социальных и культурных проектов в номинации «Внедрение и использование новых технологий в сфере культуры». Почему у нас не проводятся подобные конкурсы?..

Аудиоэкскурсия разработана и для посетителей Петропавловской крепости. Аудиосопровождение содержит подробный трехмерный план с маршрутом из 13 остановок. Каждой остановке соответствует свой MP3-файл. Таким образом, располагая любым устройством, способным воспроизводить MP3, можно самостоятельно в течение двух-трех часов знакомиться с историей уникального фортификационного сооружения. Приобрести мобильную версию этой экскурсии размером 20 Мб можно в Интернете. А можно заказать даже версию на компакт-диске с более качественным звучанием.

Аудиогид разработан и для туристов, вознамерившихся посетить Кремль. Чтобы попутешествовать по нему, кроме входного билета гражданин должен заплатить за аренду «умных машин»: 220 рублей — за аудиогид и еще 70 — за плеер. Выгодность этих «грамотеев» очевидна, ведь экскурсоводу надо платить зарплату, отчислять весьма немалые социальные налоги, подбирать специалистов со знанием всевозможных (в том числе экзотических) иностранных языков, аудиогидов же надо только подзаряжать. Цена устройства невысока — от 100 долларов. По расчетам специалистов, один аудиогид при правильной организации работы окупает себя за месяц.

Что касается Украины, то здесь только-только проклевываются первые ростки аудиоэкскурсий. Один из мобильных операторов запустил услугу бесплатного аудиопутеводителя для туристов, посещающих нашу страну. Продукт предназначен для тех, кто желает самостоятельно ознакомиться с достопримечательностями Киева, Одессы и Львова. Осмотр Киева станет намного проще с аудиогидом и сопроводительной картой, на которой обозначен 21 выдающийся исторический и культурный памятник. Карты распространяются в аэропортах, на вокзалах, в лучших гостиницах, ресторанах столицы и в некоторых магазинах. Набрав трехзначный номер, указанный на карте, пользователи сети услышат приветствие и могут прослушать занимательные двухминутные рассказы о каждой из достопримечательностей.

«Мне кажется, что проблему аудиогидов нужно рассматривать в контексте внедрения передовых технологий в туристической отрасли, — говорит директор одной из столичных туристических компаний Светлана Нечаева. — Очень немногие фирмы могут похвастаться наличием автоматизированных систем управления, хорошим сайтом, грамотно разработанной стратегией обновления основных фондов. Причина известна: низкая прибыльность. Именно поэтому пока сфера культуры и туризма не имеет возможности инвестировать деньги в какие-то инновации».

Что ж, будем ждать…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно