ВМЕСТЕ — ЭТО НЕ ЗНАЧИТ ВМЕСТО

3 октября, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №38, 3 октября-10 октября

Мама пятиклассника показывает очень красивый рисунок акварелью. На нем изображена гордая красно-синяя жар-птица с ярким опереньем распушенного хвоста...

Мама пятиклассника показывает очень красивый рисунок акварелью. На нем изображена гордая красно-синяя жар-птица с ярким опереньем распушенного хвоста. Она возвышается над зеленым холмом на фоне голубого неба. Этот рисунок на школьной выставке занял первое место.

«Я часто помогаю своему сыну делать уроки, — рассказывает мама. — Но меня волнует вопрос, насколько это педагогично? Вот пример. Сын невзлюбил уроки рисования. Стал получать низкие оценки, расстраивался по этому поводу и вообще отказывался выполнять домашние задания. Я стала рисовать вместе с ним. Сама увлеклась и сына расшевелила: кое-что он пытался нарисовать сам. И вот в дневнике и в альбоме появились высокие баллы: 10, 11 и даже 12. Моему сыну это понравилось, и теперь он все время просит меня помогать ему. А нужно ли? Ведь эти оценки наполовину — мои…».

Помогать собственному ребенку — не только долг, обязанность каждого родителя, но и уникальная возможность как можно полнее проявить свою любовь. Но это не значит полностью избавить чадо от усилий принимать решения, преодолевать трудности, конструктивно переживать сложные жизненные ситуации.

Помогать — это значит в трудные моменты поддерживать ребенка, создавая необходимые временные «подпорки», использовав которые он сможет далее передвигаться по жизни самостоятельно. Постепенно ослабляя свое влияние, родители укрепляют умение ребенка, подростка, юноши справляться с трудностями, самостоятельно жить, брать на себя ответственность. Так растущий человек начинает жить собственной жизнью, активно используя все свои возможности.

Родителю надо почувствовать тот момент, когда ребенка можно и нужно оставить один на один с его проблемами, чтобы он мог соизмерить свои возможности, способности, привлечь личный опыт и направить все это на решение актуальной жизненной задачи. В описанном случае увлеченная рисованием мама дает возможность сыну внести свою лепту в общий рисунок, обеспечивая тем самым так необходимую в детском и подростковом возрасте совместную деятельность. Которая позволяет расширить поле для проявления ребенком самостоятельности и независимости. И что немаловажно — способность видеть, усваивать и передавать прекрасное создает между близкими людьми ауру творчества.

Помогать ребенку в учении нужно. Это тем более важно потому, что учитель на уроке просто не успевает уделить достаточное внимание абсолютно всем ученикам. И что-то из того, что преподается в школе, для многих детей, естественно, остается непонятным, неусвоенным. Кроме того, на уроках не всегда находится время для ответов на множество детских «Почему?».

Поэтому главное родительское участие — помочь ребенку учиться так, чтобы тот получал от этого удовольствие. Чтобы учеба не превратилась в зубрежку и обязаловку, а была увлекательной познавательной игрой для «почемучек», причем всех возрастов.

Выполняя вместе с ребенком домашнее задание, вы не только помогаете ему заполнить пробелы в знаниях, но и создаете у него уверенность в своих силах, готовность к преодолению трудностей на следующем уроке, заинтересованность в учебном предмете, который, возможно, еще вчера был нелюбимым. Вы создаете атмосферу любви, взаимопонимания, защищенности, что так необходимо каждому человеку, особенно маленькому и особенно в сложных для него случаях. Нерешенная же ситуация может превратиться в психотравмирующую, а ваше игнорирование назревшей проблемы — зародить у ребенка чувство ненужности, отверженности, одиночества, отчаяния («Мне так тяжело. А они этого не понимают… Кто же мне поможет?…»).

Важным считаю сказать еще вот о чем. Помогающий взрослый проявляет себя как самореализующаяся, раскрывающаяся личность, обнаруживающая свои лучшие стороны как человека, творца, мастера, философа, поэта, исследователя и т.д. и т.п. Обратите внимание, с каким восхищением ребенок наблюдает за отцом (матерью, старшим братом, дедушкой, да любым другим родственником), который увлеченно рассказывает о своих детских приключениях, демонстрирует на кухне простейшие химические опыты с имеющимися всегда под рукой водой, сахаром, содой, уксусом и пр. Мать, скажем, может предстать самобытной художницей, на удивление самой себе создающей в школьном альбоме своего сына «некий шедевр». Или талантливой писательницей, помогающей своему школьнику вместе творить сочинение.

Важно что-либо делать не вместо ребенка, а вместе с ним. Даже если его личный вклад на первых порах минимальный.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно