Варвар из Литвы как… отчим городов подольских. Призрак великого князя Ольгерда растревожил историков

Поделиться
Основателем Киева считается полянский князь Кий. И хотя принятый за дату отсчета 482 год не подтвержден соответствующими выводами ученых, памятник Кию, Щеку и Хориву в столице Украины все же установлен...

Основателем Киева считается полянский князь Кий. И хотя принятый за дату отсчета 482 год не подтвержден соответствующими выводами ученых, памятник Кию, Щеку и Хориву в столице Украины все же установлен. Который год того же добивается литовская община в Виннице, убежденная, что город основал литовский князь Ольгерд – освободитель Подолья от татар, «отец городов подольских»...

Историки в свою очередь утверждают, что великий князь здесь якобы и рядом никогда не проезжал. Стороны, похоже, друг друга не слышат. Потому что история — это еще и большая политика, и не меньшие амбиции изыскателей с местечковым руководством, которые тоже мнят себя на лобном месте в карусели веков.

«Отчичей и дедичей Подольской земли побивахом»

В базовом курсе истории период монгольского ига («темные века») после взятия Киева татарами в 1240 году представлен главным образом Галицко-Волынским княжеством. И лишь копнув глубже, можно узнать, что главным соперником Орды в борьбе за земли Киевской Руси было именно Великое княжество Литовское.

Только поднявшийся из пепла Киев еще в 1321 году был взят великим князем Гедимином. А его сын Ольгерд и вовсе оттеснил татар к Черному морю. Ключевой стала победа в 1362 году на Синих Водах над тремя татарскими ордами «отчичей и дедичей Подольской земли» Кутлубуга, Качебея и Дмитрия.

Сам Ольгерд, подобно Чингисхану, продолжил путь к «последнему морю», а на приобретенных территориях оставил своих ставленников. Сына Владимира — в Киеве, племянников, сыновей своего брата Кориата — на Подольской земле...

И вот почти 700 лет спустя Винницкое общество литовской культуры и истории «Сакалас» предложило увековечить Ольгерда памятником, как основателя Винницы. Со ссылкой на литовскую же летопись, где говорится, что «в 1363 году литовский князь Ольгерд, вместе с предоставлением своим племянникам Кориатовичам права владения Подольем, приказал им: «...городы Подольськие умуровать...»

Но поскольку данная ссылка не более конкретна, чем киевская в «Повести временных лет» («Откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве начал первым княжити и откуда Русская земля стала есть»), инициатива вызвала неоднозначную реакцию среди местных историков и краеведов. Тем более что памятники Ольгерду, как основателю, предлагалось установить во всех городах Брацлавщины, а не только в Виннице.

Правда, споры эти шли больше в теоретический плоскости. С большим и практическим интересом о литовских корнях заговорили пару лет назад, когда городские власти сообщили о некой неизвестной ранее польской летописи из Львовского архива. Якобы в этом документе литовско-ордынское сражение на Синих Водах (а значит, и первое письменное упоминание о Виннице) датировано уже 1355 годом. Благодаря чему Винница становилась старше на девять лет и могла претендовать на 100 млн. грн. из госбюджета к 650-летию своего основания ( «ЗН», 23 апреля 2005 г.: «Юбилеи городов древнерусских: переписать нельзя профинансировать»). Вот только увидеть воочию те самые исторические документы никому так и не удалось, как и вожделенные 100 миллионов. Которые, подобно шкуре неубитого медведя, уже были поделены заранее. В том числе и на памятник князю Ольгерду с братьями Кориатовичами.

С памятником и деньгами тогда не сложилось. Но к дискуссии подключился посол Литвы в Украине Альгирдас Кужма. Во время официального визита в Винницу он дал понять, что в случае положительного ответа деньги на памятник найдутся.

При такой настойчивости литовцы уже давно сосватали бы Виннице «отца», не сопротивляйся этому столь же настойчиво некоторые краеведы.

Град Вєъничя, крепость Сабар…

— Является ли князь Ольгерд основателем города? Однозначно нет. Он ни разу даже не бывал в этих краях, — считает главный архитектор города Сергей Царенко. — Историки говорят о том, что после битвы на Синих Водах (у р.Синюхи) литовские князья «умурували города подольские». Т.е. построили феодальные замки, которыми зафиксировали власть Великого княжества Литовского. Но разве можно считать строительство феодального замка началом развития города?

Отечественная историография, по мнению С.Царенко, долго находилась в плену западноевропейских штампов: город должен основать феодал, вокруг него возводились крепостные стены, а внутри обязательно селились ремесленники. В случае с Винницей, утверждает он, феодал поселился здесь лишь потому, что город уже существовал. Об этом, в частности, свидетельствует находка так называемого двора кметичей. А кметы были профессиональными воинами, которые проживали в форпостах, охранявших большие города.

Эту версию поддержала экспедиция Института археологии НАН Украины в 2005 году. Археологи утверждают, что еще в середине ХІІІ века (т.е. до литовского периода) на территории современной Винницы располагалось сразу несколько городищ. По словам сотрудника Института археологии Ларисы Виноградской, Винница входила в так называемые города на поле, которые развивались и после ордынского нашествия, а управлялись атаманами. Одним из таких городищ была крепость Сабар. Более того, упоминаются даже первые жители Винницы — род Климченко, который поселился в устье речки Винничка в ХІІІ веке.

Сергей Царенко считает, что при определении начала истории Винницы подольские историки оплошали.

— На протяжении десятилетий единственным источником определения даты основания Винницы считалась летопись Великих князей литовских. А именно: победа войск Ольгерда над татарами на Кировоградщине, где, собственно, Винница даже не упоминалась.

Сам историк альтернативным источником называет новгородский «Список городов русских и ближних», отображающий древнерусское наследие XI—XIII веков. В группе городищ «На Поле» там называется Вєъничя. Региональная организация Союза урбанистов Украины, которую возглавляет Сергей Царенко, кстати, уже успела выпустить сборник — фотоальбом «От града Вєъничя к городу Винница».

— Когда это выяснилось, литовская сторона предложила поставить памятник князю в Виннице уже только потому, что он был выдающимся историческим лицом, — объяснил Сергей Царенко. — Но ведь Ольгерду нет памятников даже в Вильнюсе. Это все надумано и недостойно подольского города, история и развитие которого связаны совершенно с другими событиями. Это все равно, что поставить в Киеве памятник Батыю. Не понимаю. У нас до сих пор нет монументов такому выдающемуся земляку, как Иван Богун, зато собираемся ставить памятник руководителю захватнической экспансии, — недоумевает архитектор.

История литовского «освобождения»

Следует признать, что пришельцев с «огнем и мечом», которые во все века покоряли мир, «освобождая» его от других конкурентов, историческая традиция «освобожденных» особо не жалует. Чингисхана, Наполеона, Александра Македонского чтят только на их родине. Памятника Вещему Олегу нет даже в Киеве, хотя это он со своими варягами создал первую славянскую сверхдержаву Русь, копья которой потрясли Царьград. Нет даже ясности, где же находится его легендарная Курган-могила — в Киеве или все же на Ладоге.

Территория нынешней Украины после разгрома Киева татарами в 1240 году представляла фактически беззащитную пустыню. Помимо ордынцев не преминула воспользоваться этим как раз Литва. Уже при князе Гедимине (1315—1341) Литовское государство состояло на 4/5 из славянских областей.

При сыне Гедимина — Ольгерде — дальнейшее присоединение земель Малой Руси продолжилось. Разгромив осенью 1362 года в битве на Синих Водах Крымскую, Перекопскую и Ямбалуцкую орды, дружины Ольгерда фактически завладели всем «Диким полем». Как говорится в «Хронике Литовской и Жмойтской», «от Путивля аж до вустя Дону от татаров волно учинили и остранили аж до Волги».

Все шло к созданию князем-язычником (литовцы стали христианами позже всех европейских народов) громадной империи, северные границы которой уже омывались суровыми водами Балтики, южные же достигали Черного моря.

К 1363 году литовская экспансия докатилась до границ Московского княжества, где правил внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович. Выступившие навстречу литовцам полки московские, коломенские и дмитровские были уничтожены в бою, после чего литовцы осадили Москву. Но осада продолжалась всего три дня, после чего Ольгерд неожиданно снялся и ушел домой. Причиной его поспешного отступления стало нашествие на Литву Тевтонского ордена.

Только борьба на два фронта, против Москвы и Ордена, остановила литовский натиск на восток.

Тот Дюк, кто топором тюк?

Тем не менее, отмечают другие ученые, Ольгерд вошел в историю не только как завоеватель, но и как созидатель.

— Споры ведь в основном не вокруг того, кто основал Винницу. Просто есть мнения, что поселения здесь могли быть и раньше, — считает историк Вадим Мазурик. — Естественно, что удобная местность над речкой могла быть заселена еще с периода бронзы. Но никто и не говорит об основании города в то время. Речь идет о середине XIV века, когда Побужье отходит Литовскому княжеству и литовцы строят здесь ряд форпостов. Сдерживать серьезные набеги с юга этим небольшим крепостям Подолья — Браславлю, Сокольцу, Виннице — было тяжело. Но свою определенную миссию они выполняли.

Меня вообще удивляет природа этих попыток доказать, что город не имел никакого отношения к литовцам. Эта дискуссия искусственная, она не несет в себе положительного заряда. Если бы еще была какая-нибудь историческая альтернатива. Так ведь ее нет! В чем проблема?

Когда Витовт выбил из Винницы в Закарпатье последнего Кориатовича — Федора Подольского (так его «окрестили» у нас), — в Мукачево ему отдали должное. Там есть площадь Кориатовичей, и никто по этому поводу не дискутирует.

Я — за сохранение истории. И не только литовцев. Нигде даже словом не упомянут, например, последний православный староста Винницы Богуш Корецкий, который построил второй винницкий замок.

Споры об основателях Винницы зашли в тупик.

Останется ли город и дальше без роду-племени, похоже, зависит сегодня уже только от городских властей. Их последовательности и решительности.

Мэр Винницы Владимир Гройсман, во всяком случае, считает это уже решенным вопросом.

— Есть разные мнения, но история города в определенный период времени связана с Ольгердом и я не вижу проблем в том, чтобы увековечить его память. Мы должны научиться жить историческими категориями. Если это был факт, то это факт. Осталось определить место, утвердить форму памятного знака и — установить...

Но что тогда скажет власти историческая оппозиция? Одесский конфликт вокруг памятника Екатерины II более чем показателен. Поэтому, власть должна повести себя толерантно, а если придется, то и с определенным чувством юмора.

«Панове, вы имеете что-то против литовцев? Поставим на площади рядом памятники и князю Ольгерду, и атаману Онисько Климченко. Так что хочет сказать профессор из правого ряда? Вы настаиваете, что люди на месте нынешней Винницы жили и до литовцев, и даже до скифов. Пожалуйста, по правую руку от Ольгерда установим декоративную композицию KIMERIOS с вождем Лигдамидом. Что, лучше Конану-варвару — принимается! Возражений нет? Так, есть поправка: настоящему киммерийцу, а не Арнольду Шварценеггеру. Юрий Луценко или Виктор Янукович в качестве модели подойдут? Хорошо, на этом закрываем исполком...»

Так нельзя, скажете?

А можно который год подряд только говорить о памятниках, вместо того чтобы проводить конкурсы и устанавливать лучшие работы? Землякам Ивану Богуну и Михаилу Грушевскому, Тарасу Шевченко, первому городскому архитектору Григорию Артынову, тем же Кориатовичам... Зато при въезде в Винницу со стороны Киева недавно появился большой указатель «Ставка «Вервольф». Заметьте, не «памятник истории периода Второй мировой войны местного значения» и даже не «Бывшая ставка». Вот такая историческая память у нас, оказывается, приветствуется. Получается, что остановись некогда Ольгерд с дружиной здесь на привал, а еще лучше — сожги местное городище, давно быть бы ему винницким Ришелье.

…В одном из сел области недавно появился памятник Богдану Хмельницкому, который якобы проследовал здесь, о чем и надпись соответствующая присутствует. Заведующий отделом охраны памятников истории и культуры областного краеведческого музея Михаил Потупчик, конечно, возмущается. Говорит, что это обман людей, что Хмельницкий там и мимо даже никогда не проезжал.

А сельчанам и казакам, которые установили памятник преткновения, приятно. Гордятся, что имеют прошлое. Пусть и мифологическое. А что толку Виннице от упоминаний в литовских и новгородских летописях? Как была безотцовщиной, так и дальше сиротствует.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме