В ПОИСКАХ ПОДВОДНЫХ СОКРОВИЩ

16 декабря, 1994, 00:00 Распечатать Выпуск №11, 16 декабря-23 декабря

На одном из зданий Гамбурга появилась недавно табличка, извещающая, что здесь находится «Ганзейское общество по поиску и обработке потерянных сокровищ»...

На одном из зданий Гамбурга появилась недавно табличка, извещающая, что здесь находится «Ганзейское общество по поиску и обработке потерянных сокровищ». Цель новой организации - поиск затонувших близ португальских берегов кораблей, груженных золотом и серебром. Как сообщил исполнительный директор общества Герд Барда, первое судно выйдет из гамбургского порта уже в октябре, его задача - точно определить место, где в 1589 году затонул испанский парусник «Росарио», на борту которого находилось, как свидетельствуют старинные документы, около 22 тонн драгоценных металлов.

Искатели сокровищ, объединившиеся в новое общество, собрали сведения о почти 200 судах, которые затонули близ Пиренейского полуострова в период с 1510 по 1700 годы. Но корабли Португалии и Испании плавали в те далекие времена не только у берегов Пиренеев, в Средиземноморье, но и вдоль всего западного побережья Африки. Один из этих кораблей, «Флор де ла Мар», что значит в переводе «Цветок Моря», на борту которого находились многие десятки тонн золота и драгоценных камней, затонул в начале XVI века в Малаккском проливе. Груз, и поныне лежащий на морском дне, оценивается в девять миллиардов долларов. По мнению гамбургских искателей сокровищ, это самый крупный и самый ценный подводный клад в мире.

В эпоху Великих открытий океанские просторы, разделяющие Старый и Новый Свет, бороздили сотни каравелл, бригантин, галеонов - и многие из них гибли во время штормов и бурь. На «карте кораблекрушений» составленной в Гамбурге, отмечены места катастроф многих старинных кораблей. В их числе - гигантский военный флот Испании, затопленный штормом в 1588 году; стоимость находившихся на судах сокровищ неисчислима. В том же списке - испанское судно «Нуэстра Сеньора де лас Маравильяс», перевозившее драгоценности на сумму 1,6 миллиарда марок и затонувшее в 1656 году в районе Багамских островов. Испанский корабль «Сантиссима Тринидад», груз которого оценен примерно в 650 миллионов марок, затонул в 1711 году в 24 километрах восточнее Гаваны.

Морские катастрофы - не такая уж редкость и в нашем столетии. Одно из самых известных тому свидетельств - гибель в 1912 году знаменитого британского пассажирского лайнера «Титаник», который столкнулся с айсбергом в Атлантическом океане. В результате этой катастрофы погибли 1500 пассажиров, были утрачены огромные материальные ценности: напомним хотя бы тот факт, что на борту «Титаника» находился подлинный манускрипт Омара Хайяма «Руби» и мумия египетской прорицательницы времен фараона Аменхотепа I. Всего, по данным морской археологической организации «Просубак», на дне морей и океанов покоится ныне не менее 250 старинных кораблей, затонувших со времени открытия Нового Света. Документально установлено, что 1500 года в морских глубинах «осела» почти восьмая часть добытого человечеством золота и серебра. Эти несметные богатства влекут многих - и у гамбургских искателей счастья немало соперников и конкурентов. Как известно, уже найдена значительная часть сокровищ «Испанской армады», направлявшейся в 1715 году из Гаваны в Испанию, и испанского галеона «Нуэстра Сеньора де Атоха», затонувшего в 1622 году близ Флориды. В 1985 году обнаружен голландский корабль «Де Гельдерманзен», принадлежавший Ост-Индской компании и затонувший в 1752 году в Южно-Китайском море; найденные на нем сокровища оценены на аукционе в 24 миллиона марок. Более 1400 предметов подняли участники французской экспедиции с погибшего «Титаника». В Лондоне недавно сообщено, что минный тральщик британских королевских ВМС, которым командует принц Эндрю, включился в поиски затонувшего в 1633 году корабля, на котором находился груз золотых и серебряных изделий, а также посуды, принадлежавшей королю Карлу I; этот корабль погиб в результате внезапно налетевшего шквала у берегов Шотландии...

Хотя многие охотники за подводными сокровищами используют в наше время самую современную технику - магнитометры, ультразвуковую аппаратуру, поиски далеко не всегда приносят ожидаемый результат. Одна из причин - неточность старинных карт. Другая - тот факт, что за века или даже десятилетия, прошедшие со времени гибели судна, подводные течения могут отнести далеко в сторону корпус погибшего корабля. Немало трудностей ожидает, несомненно, и гамбургских искателей подводных кладов. «Но мы, - говорит Герд Варда, - верим в успех...»

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно