В первый класс без страха

10 марта, 2006, 00:00 Распечатать

Вот и наступила весна. Время, когда родители шестилеток с удвоенным вниманием начинают присматриваться к школам...

Вот и наступила весна. Время, когда родители шестилеток с удвоенным вниманием начинают присматриваться к школам. Ведь час, когда малыши пойдут «в первый раз в первый класс», уже не за горами. Безусловно, каждый родитель при выборе школы для своего ребенка руководствуется собственными критериями и представлениями об идеальном. И все-таки есть некие общие. Кстати, многие говорят, что в последние годы они в целом существенно изменились. Если раньше на первое место родители ставили собственно знания, то сегодня не менее, а может, и более значимо воспитание личности, умеющей принимать решения и уверенно чувствующей себя в любой ситуации. Исходя из этого, меняется и подход к выбору школы. Кто-то из родителей ищет некую «изюминку», у других на первый план выступает ощущение безопасности.

Сегодня в Рунете много спорят о разделении начальной и средней школ. На украинских сайтах разговоров об этом практически не встретишь. Хотя собственно начальные школы работают в Украине уже несколько лет (чаще всего — на базе бывших детсадов). Между тем у подобного разделения есть как свои защитники (утверждающие, что это новое веяние в педагогике), так и противники, считающие, что это вызывает трудности при переводе ученика с одной ступени на другую.

Так все-таки хорошо это или плохо и почему? И на что родителям стоит обращать внимание при выборе школы для своего ребенка? Такие вопросы мы задали Наталии Стасюк, директору 327-й специализированной школы I уровня с углубленным изучением иностранных языков.

— На мой взгляд, разделение — это хорошо. Таким образом снимается проблема с обучением в две смены, и у преподавателей появляется больше возможностей для индивидуального подхода к каждому ребенку. Если же говорить о безопасности, то не секрет, что старшеклассники, случается, обижают малышей, отбирая у них карманные деньги, вещи и т.д. При условии автономности начальной школы такие инциденты практически исключены.

Что касается трудностей адаптации при переходе из начальной школы в среднюю, то существует ведь определенная преемственность. Окончив нашу школу, например, довольно часто, хотя и необязательно, дети поступают в 191-ю гимназию, которая находится здесь же, во дворе. Мы рассказываем об этом родителям, знакомим их с будущими кураторами, которые потом будут набирать в классы детей.

Конечно, когда ребенок попадает в новое помещение, коллектив и вообще — в новую систему, где появляется большее количество преподавателей, он проходит период адаптации. Это такой же сложный процесс, как переход из детсада в начальную школу. Но проходит он очень быстро. Уроки в первых классах всех школ длятся 35 минут (во вторых-четвертых — 40) и проходят обычно в игровой форме. Переменки — по 15 минут. После трех уроков обязательна получасовая прогулка. В весенне-осенний период и зимой — если нет сильных морозов — дети постарше гуляют на улице. А первоклашки обедают.

Оценки детям в первых классах сегодня не ставят. Мы можем стимулировать их только добрым словом. Поэтому, глядя на наших учеников, я никогда не видела у них чувства страха. Дай Бог никогда и не увидеть.

Многие родители ищут в школе какие-нибудь «изюминки». Например, наша школа работает по программе «Творческая одаренность», которую в свое время я сама и создавала. Сегодня по ней работают многие школы. Но есть у нас и свои «изюминки». Во-первых, это деление классов на группы, что дает возможность подойти к каждому ребенку индивидуально и проследить, как он ориентируется в изученном материале.

Во-вторых, в 327-й школе много кружковой работы. Когда-то мы столкнулись с такой проблемой: родители, пытаясь дать своему ребенку как можно больше, что называется, рвут его на части. В первой половине дня — школа, во второй — занятия, например, в художественной школе, а потом еще и теннисом. И все это — в разных концах города. В результате к концу недели у ребенка уже нет ни сил, ни возможности заниматься.

Поэтому мы постарались дать детям все, что возможно, в стенах нашей школы. Ребенок может научиться играть на сопилке, танцевать, заниматься спортом, посещать французский клуб. В этом году в качестве эксперимента мы даже пригласили из университета имени Шевченко преподавателя японского языка. Пока и дети, и родители очень довольны.

Во многих школах сегодня распространены группы продленного дня. Это удобно для работающих родителей, которые могут быть уверены, что ребенка накормят, а выполнение домашнего задания будет обеспечено. Но, к сожалению, стандарты предусматривают, что в такой группе должно быть не менее 30 человек. За час, который отводится на подготовку домашнего задания, не все дети могут успеть выполнить его качественно. Ведь это зависит и от темперамента, и от настроения, и от самочувствия конкретного ребенка. Поэтому родители обязательно должны интересоваться, насколько домашнее задание выполнено — заглянуть в тетрадь, прочесть вместе с ребенком заданный рассказ или выучить стихотворение. Особенно это касается детей младшего школьного возраста. Работа учителя и родителей должна быть слаженной. Если при выполнении домашнего задания у ребенка возникают определенные сложности — он не может организоваться, ему чего-то не хватает, то учитель должен проконсультировать родителей, на что они должны обратить внимание, чтобы воспитать у ребенка чувство самостоятельности.

Много лет проработав в школе, я нередко сталкивалась с тем, что над детьми устанавливается гиперопека. Особенно со стороны бабушек и дедушек. Кроме того, родители, уровень жизни которых выше среднего, часто нанимают гувернанток, нянь. И последние далеко не всегда добросовестно относятся к своим обязанностям, не всегда передают замечания учителей родителям.

На что родителям прежде всего стоит обращать внимание при выборе школы? Хочу подчеркнуть: для учеников младших классов главную роль играет личность учителя. Можно ведь навсегда отбить охоту учиться или, наоборот, привить любовь к знаниям. Лучше всего дать характеристику профессиональным качествам учителя могут администрация, коллеги и, безусловно, родители — ориентируясь на чисто человеческие качества и уровень знаний ребенка. Если ребенок выходит из школы хорошо подготовленным, значит, учитель справляется со своими обязанностями. Есть молодые учителя, у которых есть чему поучиться даже тем, кто работает уже более 20 лет. Может быть, кому-то сегодня эти слова покажутся смешными, но настоящий учитель не может быть равнодушным, он должен «болеть» своей работой.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно