В НЕБЕСАХ МЫ ЛЕТАЛИ ОДНИХ...

14 апреля, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №15, 14 апреля-21 апреля

Победа над гитлеровским фашизмом действительно достигнута благодаря усилиям многих народов мира...

Победа над гитлеровским фашизмом действительно достигнута благодаря усилиям многих народов мира. Да, больше всех окропили ее кровью солдаты Красной Армии, но на алтарь победы положили свои жизни и многие наши союзники. В частности, летчики американской армии, которые осуществляли боевые вылеты на расположения немецких войск.

Одна из таких частей дислоцировалась под Полтавой. Именно отсюда американцы осуществляли челночные рейсы в Западную Европу, обрушивая по пути бомбы на позиции вермахта.

Не все они вернулись живыми к родному очагу после Великой Победы. Многие остались лежать навечно в сырой земле вдалеке от своего отечества.

Останки некоторых из них уже после войны перевезли на родину, где им воздали подобающую в таких случаях дань уважения и памяти.

Например, из поселка Новые Санжары Полтавской области в свой последний земной путь отправились Раймонд Эстл, Пауль Р.Хиббард О., Ричард Г. Кершнер, Джозеф Г.Лукасек, Дональд С. Симпсон.

Возможно, больше повезло английским летчикам, упавшим над Вислой в апреле 1944 года и попавшим к советским партизанам: Томасу Сторию, Патриклу Страдлингу, Чарльзу Кину, Джемсу Гюзу. Возможно, посчастливилось остаться в живых и их коллегам по экипажу Смиту Элкингтону, Девису Вальтеру, Конгдону Хелу, окруженным во время приземления немцами.

Все они — американцы, англичане — как и советские пилоты, в небесах летали одних во имя единой цели — скорейшего разгрома фашизма. Они свою задачу выполнили.

Акт

16 декабря 1950 года поселок Новые Санжары, Полтавской обл.

Во исполнение директивы Начальника Генерального Штаба Советской Армии от 23 ноября 1950 года и приказания войскам Киевского Военного Округа от 27 декабря 1950 года №85 комиссия в составе: председатель — от штаба Киевского Военного Округа начальник отделения службы войск полковник Попович П.Г., заместитель председателя комиссии полковник Тищенко и членов: от медицинского управления Киевского Военного Округа: главного судмедэксперта Округа полковника м/с Шкаравского Ф.И., главного патологоанатома Округа подполковника м/с Бялика В.Л. и врача специалиста СЭО-34 подполковника
м/с Сановича Я.З., от исполкома Ново-Санжарского райсовета депутатов трудящихся Полтавской области Вовнянко Ф.А., от Полтавского облвоенкомата Гридин, от Ново-Санжарского райвоенкомата подполковник Щербак П.И., от Полтавского облздравотдела: госсанинспектор Полтавской Госсанинспекции Кац В.А., городской судмедэксперт Парафейник А.Ф. — произвела эксгумацию останков пяти американских военнослужащих, захороненных на территории Ново-Санжарского района, Полтавской области, путем вскрытия могил.

1. Эстл Раймонд С. старший лейтенант, личный № О-752279. Участок А, ряд первый, могила вторая.

2. Хиббард О. Пауль Р. старший лейтенант, личный знак № О-758565, участок А, ряд первый, могила четвертая.

3. Кершнер Рычард Г. рядовой 1-й ст. личный № 6947136, участок А, ряд первый, могила пятая.

4. Лукасек Джозеф Г. офицер авиации, личный № Т-61544. Участок А, ряд первый, могила первая.

5. Симпсон Дональд С. сержант, личный № 38412844. Участок А, ряд первый, могила третья.

Комиссия подтверждает, что эксгумированные останки действительно являются останками указанных американских военнослужащих, которые в присутствии комиссии перенесены в специально изготовленные для этой цели оцинкованные гробы. Гробы герметически запаяны и опломбированы.

На каждом гробу прикреплена металлическая пластинка с указанием на ней военного звания, фамилии, имени и личного номера американского военнослужащего.

В гробах с останками американских военнослужащих не имеется никаких предметов, которые бы подлежали досмотру при перевозе гробов с останками через государственную границу.

Справка

об экипаже английского самолета «Галифакс»

23 апреля с/г между реками Сан и Висла, юго-западнее г.Люблин потерпел аварию английский самолет марки «Галифакс».

Причиной аварии явился перегрев правого мотора после 5-ти часов полета и отказ в работе — левого. Так как посадку, в силу отсутствия площадки, сделать было невозможно, экипаж покинул борт корабля, выбросившись на парашютах.

Перед прыжком с самолета командир корабля Сторий Томас видел идущий в хвосте самолет, национальную принадлежность которого он не сумел установить ввиду плохой видимости.

Самолет, упав на землю, сгорел. Экипаж благополучно приземлился, однако три человека из его состава были окружены немцами, остальные четыре скрылись в лесу и на третий день присоединились к партизанскому отряду под командованием тов. Куницкого.

Об аварии самолета и присоединении к отряду 4-х английских летчиков тов. Куницкий сообщил Украинскому штабу, в связи с чем ему было дано приказание создать для англичан условия и подготовить площадку для посадки самолета.

Посадить самолет к Куницкому в течение длительного промежутка времени было невозможно, так как отряд преследовался немцами. Это удалось лишь в ночь с 5 на 6 июня с. г.

В Киев доставлены и находятся в благоприятных условиях:

1. Сторий Томас — офицер командир корабля.

2. Страдлинг Патрикл (Майкл) — сержант пулеметчик.

3. Кин Чарльз (Джон) — сержант борт-механик.

4. Гюз Джемс (Карадаг) — сержант пулеметчик.

Судьба остальных 3-х неизвестна.

1. Смит Элкингтон — сержант бомбардир

2. Девис Вальтер (Джорж) — старший сержант радист

3. Конгдон Хел — офицер штурман.

По предположению прибывших в Киев остальные три, судьба которых сейчас неизвестна, возможно попали в один из польских партизанских отрядов.

Покидая борт корабля, они с собой абсолютно ничего не взяли и никаких документов с ними нет, за исключением нагрудных номеров части.

На поставленный им вопрос — с каким заданием они летели в район Люблина — ответили, что об этом они могут сказать только своему консулу, ибо предупреждены, что это является военной тайной.

Начальник 2-го отдела УШПД подполковник (Храпко)
7 июня 1944 года.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно