Ужель январь покинет зиму?

29 декабря, 2010, 17:35 Распечатать Выпуск №49, 29 декабря-14 января

Да, это произойдет. Но лишь по старому стилю. И годков эдак через семь… тысяч. Человек творит ошибки не только во времени, но и со временем...

Да, это произойдет. Но лишь по старому стилю. И годков эдак через семь… тысяч.

Человек творит ошибки не только во времени, но и со временем. Более того, хронологические ляпсусы искусственно программируются в умах украинцев уже с времен школьных.

Учебники научат…

Так, учебник для 5-го класса «Вступ до iсторiї України» (Ми-сан В. — К.: Генеза, 2005) ошеломляет сообщением: «Якщо на календарi 2005 рiк, то це означає, що людство прожило 2005 рокiв вiд народження Христа» (с. 14). Абсурд! При этом условии прожито 2004 полных года нашей эры, а 2005-й не прожит, он идет, и, возможно, только стартовал. Так же, как и учеба в пятом классе не означает, что окончены пять классов. Дальше — больше: «Вiдлiк часу до нашої ери (до н.е.) рахують у зворотному порядку, назад — вiд 1 року до безконечностi». Еще абсурдней! Календарь вовсе не градусник, где плюс и минус расходятся в разные стороны. Время всегда идет вперед, а вот нумерация лет до н.э. с каждым годом убывает, потому что сокращается расстояние до той самой нашей эры.

Сравнивают линию времени со шкалой Цельсия и авторы учебника «Iсторiя стародавнього свiту.
6 клас» (К.: Грамота, 2006) С.Голованов и С.Костырко. Это видно на графике на с.12. Они же наставляют: «Вiд початку нашої ери минуло рiвно стiльки рокiв, яким числом означено рiк, у якому ти живеш» (с.13). Такую мысль «историки», видимо, списали у В.Мысана подобно тому, как в ученические годы на переменах передирали невыполненные домашние задания... Им бы прислушаться к своей же мысли: «…якщо добре не володiти правилом вiдлiку часу, можна потрапити зовсiм не туди, куди збираєшся» (с.12), и не выставлять напоказ свою безграмотность в хронологии. Но таковая вновь всплывает на с.23, где «неолит» (новый каменный век) объявлен «меднокаменным», а «энеолит» (истинно меднокаменный) стал «бронзовым». Не ищите оправдания, это не опечатка, ибо на с.49 в рубрике «вузлики на пам’ять» все повторяется. На с.15 голубой рамочкой обведена «Історична цікавинка. Розвиток давньоримського календаря», куда вклинился и календарь григорианский. Из всех внутрирамочных огрехов упомянем последний: «на час його (григорианского календаря. — А.Ф.) впровадження різниця з юліанським становила 13 днів». Нет, разница была в 10 дней, а еще три дня накопила за последующие столетия православная церковь, не признавшая реформу папы римского Григория ХІІІ. На той же странице сказано: «В Україні григоріанський календар діє з 31.01.1918 р.». Опять нет! На востоке, где была советская власть, григорианский календарь стартовал 14 февраля 1918 года, а на западе Украины — с 15 октября 1582 года.

Другой учебник для пятиклашек — «Введение в историю Украины» (Власов В., Данилевская О. — К.: Генеза, 2005) — оповещает: «300—400 лет тому назад в Украине вошел в обиход счет лет, который мы используем и теперь» (с. 12). Сразу возникает вопрос о компетентности авторов в области хронологии. Чем вызвана столь огромная (вековая!) погрешность для столь недавнего периода: незнанием излагаемых фактов, сомнениями или уверенностью, что книга прослужит не меньше сотни лет? И потом, кто «мы»? Мы и сейчас разные, а нынешние украинские земли даже 250 лет назад были в составе стран с разной культурой. Мусульмане, например, считают годы по хиджре, католики — по григорианской системе, православные вели счет то от сотворения мира, то от Рождества Христова, но по юлианскому календарю, и т. д.

То ли авторы черпали информацию из бульварной прессы, то ли сотрудники этой прессы и многие дикторы обучались по подобным учебникам. Так попытаемся уменьшить количество кривотолков. Для начала воскресим в памяти, что эра — это событие, от которого ведется счет лет. Каждый из нас чаще всего считает своей эрой момент своего же рождения. Большие группы народов выбирают на роль эры событие, известное большинству. И большинство в курсе дела, что нашей эрой (н.э.) считается предполагаемый момент Рождества Христа.

Диктатор, Папа и единица в хронологии

В 45 г. до н.э. Юлий Цезарь, затеяв календарную реформу, утвердил новый календарь, который в честь себя назвал юлианским, и повелел считать, что год равен 365 суткам с четвертью. Эти четвертинки за четыре года суммировались в дополнительные февральские сутки. Удлиненный год из-за латинских корней сегодня называют високосным.

Однако через 16 столетий люди стали замечать уже десятидневное несовпадение ряда природных явлений с календарным графиком. Сказывалась ошибка в 11 минут и 14 секунд — именно на столько юлианский календарь оказался продолжительней реального астрономического года. Великий Данте в начале XIV века даже высказывал устами героя «Божественной комедии» мысль, что когда-то «январь выйдет из зимы из-за сотой доли дня, которой внизу (на Земле. — А.Ф.), пренебрегают».

В 1582 году римский папа Григорий XIII собрал очередную комиссию по календарному вопросу. Этим поступком он смог исправить неточность и увековечить свое имя. Для устранения недочета в 10 дней приказано было считать, что в том году после 4 октября сразу наступит 15-е. Чтобы ошибка вновь не накапливалась, завершающие годы столетий объявлялись високосными лишь в том случае, если первые две цифры делятся на четыре. Из 1600, 1700, 1800 и 1900 гг. этому условию соответствует только 1600-й.

Православные («назло» католикам) григорианский календарь не приняли, продолжая приумножать погрешность. К десяти имевшимся ошибочным дням по одному добавили 1700, 1800 и 1900 гг. Вот почему мы празднуем «старый новый год» через 13 дней после настоящего. Из-за этих математических нагромождений нередко бывает путаница при пересчете дат старого стиля в новый и наоборот. То следует отнять 13, то прибавить 11, то ничего не менять и т.д. Кстати, в 2101 г. разница между новым и «старым новым» годом составит уже 14 дней.

Кое для кого плюс-минус единица в хронологии — это мелочь. Например, слушаешь какого-нибудь диктора по радио или ТВ и узнаешь, что некоему артисту или королю исполнилось 70 лет. А другой диктор о том же самом человеке сообщает, что таковой отметил 70-й день рождения. Кто из двух не прав? Конечно, второй. Ведь с моментом 70-летия наступает 71-й день рождения.

Из-за наплевательского отношения к мелочам человечество дважды встречало третье тысячелетие: вместе с 2000 и 2001 годами.

Вот бы отмечать все эры!

Кто-нибудь обязательно спросит: «Откуда Цезарь знал, что внедряет календарную реформу в 45 году до Рождества Христова?» Конечно, он этого не знал. Это наш счет. Гай Юлий жил по другому календарю. Цезарь и его соотечественники вели счет годам от основания Рима. А если в 753 году римской эры родился Христос, значит, Рим заложили за 753 года до Рождества Христова (до н.э.). Греки вели счет лет от первых Олимпийских игр (776 г. до н.э.). События на Земле, случившиеся ранее, ни греков, ни римлян не беспокоили. За 544 года до н.э. началась буддистская эра. Мусульмане сегодня проживают в XV веке по хиджре, то есть по бегству (в 622 г. н.э. пророк Мухаммед бежал из Мекки в Медину), а их соседи в Израиле живут в 5771 г. от «сотворения мира». В СССР на отрывных календарных листиках, помимо числа и месяца, обязательно указывалось, какой год идет после Великой октябрьской социалистической революции (7 ноября происходила смена года. Чем не эра?).

На Руси считали лета (т.е. годы) от «сотворения мира» (с.м.), но почему-то христианский и еврейский календари не совпадают. Христос, по христианским меркам, родился в 5508 г. от с.м., и нынче по этой эре примерно 7519 г. «Примерно», потому что неоднократно менялись дни встречи нового года. До сурового княжения Ивана III (1462—1505 гг.) лета начинались 1 марта, а по его указу от 1492 года стали стартовать уже 1 сентября. Случайно ли? Ведь это одновременно 7000-й г. от с.м., на который священники в очередной раз гарантированно предсказывали конец света и в котором Колумб открыл Новый Свет. Последний раз 1 сентября официально поздравлял своих подданных с Новым 7208 годом от с.м. Петр I. Однако через три с лишним месяца царь повелел считать годы и с 1 января, и от рождения Христа.

Выполняя его веление, мы наряжаем елки, громыхаем фейерверками, но забываем пункты «не учинять в новогодние торжества мордобой и не напиваться аки свиньи, ибо для этого других дней в году предостаточно». Петр в указе ошибочно назвал наступивший 1700 год началом нового века, но, правду сказать, великий реформатор был слаб в математике (это без иронии).

Вот только не захотел самодержец заменить ошибочный юлианский календарь на григорианский. Эта замена легла на плечи большевиков. В 1918 году по их постановлению после 31 января наступало 14 февраля.

Причем тут Цезарь?

Автор не счел необходимым перенасыщать статью «сухой» частью научной хронологии. Более того, дальше последует признание в незнании, казалось бы, элементарного: кто и когда придумал начинать год в столь неудобный и в то же время ставший привычным момент, как 1 января? Неудобный уже потому, что он «внутри» времени года и не связан с конкретными астрономическими явлениями. К тому же, читая информацию, что зима 1943 года была суровой, как узнать, о каких месяцах речь: о январе и феврале или о далеком, наступающем через девять месяцев, декабре?

Не только газеты-однодневки, но и отдельные научные труды сообщают, что первым днем римского реформированного (юлианского) календаря стало 1 января 45 г. до н.э. Более вдумчивые авторы информируют, что 1 января упомянутого года — это лишь дата внедрения новшества (ведь папа Григорий XIII и советское правительство также реформировали календари не в первый день года). Но популярные справочники почему-то не разглашают истинное содержание указа великого диктатора.

Анализируя эти две версии, автор склоняется к последнему варианту. И вот почему. Столь мудрый человек, как Гай Юлий, планируя величественную реформу, не мог оставить без внимания такие важные моменты, как наименования месяцев. Да он о них и не забывал. Ведь переименовал он месяц, имевший числительное название «пятый» (квинтилис), опять-таки в свою честь, — в «июль» (юлиус). Но оставил нетронутыми следующие за ним: «шестой» (секстилис, который вскоре будет переименован Октавианом Августом), «седьмой» (септембер), «восьмой» (октобер), «девятый» (новембер) и «десятый» (децембер). Это ли не свидетельство того, что начало года сохранялось за мартовскими календами (1 марта)? Переименовывая квинтилис в юлиус, Цезарю ничего не стоило попутно переименовать секстилис в октобер, септембер в новембер и т.д., вплоть до децембер в дуодецимус (двенадцатый). К тому же, почему февраль оставили коротышкой с 29-ю днями и к нему прибавляли дополнительный 30-й день в високосные годы1? Да потому, что именно он оставался финальным в году. А где, если не на финише, творить всяческие поправки и устранять помарки? Начинаться все должно «с чистого листа»!

Есть и другие доводы в пользу того, что Цезарь не менял традицию встречать год в начале весны, когда просыпается природа.

Начнись первоянварское новогодие в единой Римской империи, его бы сохранили после распада 395 года и Западно-Римская, и Восточно-Римская (Византийская) империи. А в 988 году Владимир Красно Солнышко позаимствовал бы у Византии не только религию и очередную жену, но и, что резонно, календарь. А Русь, как уже говорилось, до 1492 года отмечала новолетие в марте. И месяцы не случайно со временем обрели римские названия.

К тому же имеются многочисленные ссылки на Никейский церковный собор 325 года, который якобы перенес начало календарного года с 1 марта на 1 сентября. Почему январь не упоминается? О нем забыли или в какой-то момент до этого в строжайшей тайне перенесли начало года с января вновь на март? Впрочем, с Никейским собором автору тоже не все ясно: ссылок на упомянутое постановление много, а в первоисточнике данная информация пока так и не найдена…

Вполне возможно

Так кто же и когда прославил 1 января? Не пришла ли такая идея в голову монаху Дионисию Малому (шуточное прозвище за крупные габариты)? Именно он в 248 году по эре жестокого Диоклетиана2 (532 г. н.э.) впервые рассчитал пасхалии, начиная от вычисленной им же даты Рождества Христова — 25 декабря 284 года — до эры Диоклетиана (753 г. от основания Вечного города). А ведь 1 января — ближайшее начало месяца к тому самому Рождеству. Привычные для нас даты христианской эры приживались не так уж быстро. Даже в церковных документах они стали обязательно указываться лишь с 1431 г. н.э. (рядом, во избежание ошибок, проставлялся привычный в те времена год от сотворения мира). В мирской обиход наша эра стала постепенно(!) проникать спустя еще с полстолетия. Не в этом ли промежутке времени (с 532 г. н.э. до середины XV в.) началось вознесение января в ранг лидера года?

1 Февраль лишился одного дня после того как Август не только дал шестому месяцу свое имя, но и, нарушив периодичность, узаконил в нем 31 день, чтобы даже здесь сравняться с Цезарем.

2 Эра Диоклетиана (она же «эра мучеников») началась с момента его воцарения — 29 августа 1037 г. от основания Рима (284 г. н.э.). Но какой день стал для нее новогодним (не 1-е ли сентября?) — это очередное незнание автора!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно