УЛЫБНИТЕСЬ «ТЕРРОРИСТУ»

9 июля, 1999, 00:00 Распечатать

Открыто «террористические» акции встречаются в нашей жизни на каждом шагу. Язвительные замечания...

Открыто «террористические» акции встречаются в нашей жизни на каждом шагу. Язвительные замечания коллеги на совещании у шефа могут свести на нет результаты вашего напряженного и квалифицированного труда, неприкрытое хамство буфетчицы в театре грозит испорченным впечатлением от замечательного спектакля, а уж о транспортных баталиях и вспоминать всуе не хочется. Дрожащей рукой капая себе вечером в рюмку валерианку, многие из нас уговаривают себя не волноваться по пустякам и «быть выше» всей этой мерзости. Однако Дуглас Стоун, Брюс Патон и Шейла Хин, авторы книги «Трудный разговор», считают, что подобная тактика до добра не доведет. Проработав в течение десяти лет инструкторами по общению в Гарвардской школе юриспруденции, они пришли к выводу, что жертвой подобного бытового «терроризма» может стать любой, самый авторитетный, самый грозный и властный человек. И разработали специальную методику, которая помогает людям научиться оказывать сопротивление хамству окружающих и выходить из ситуации не только не побежденными, но и непобедимыми.

Шаг 1. Прежде всего нужно избавиться от роли жертвы. Чаще всего люди, сталкиваясь с дурными манерами окружающих, автоматически приходят к выводу, что цель такого поведения - преднамеренное оскорбление и ущемление их достоинства. Например, учительница никак не могла привыкнуть к тому тону, которым разговаривал с ней директор школы. Последний отчитывал ее за малейшие проступки, навязывал неправильные, с ее точки зрения, решения, унижал в глазах коллег и учащихся. Она в слезах убегала в свою каморку, и часами оплакивала там свою горькую долю и тем самым предлагала себя на роль жертвы, а это полностью парализовало ее способность к сопротивлению. Самое обидное, что учительница даже не понимала, за что ее так ненавидит директор.

Именно в этом и заключалась основная ошибка преподавателя. Как только ей удалось посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, она увидела, что, во-первых, директор, отставной военный, ведет себя подобным образом со всеми сотрудниками школы. А во-вторых, он вообще не собирается никого унижать и оскорблять. Он абсолютно искренне уверен, что именно такой стиль поведения с подчиненными лучше всего гарантирует соблюдение дисциплины и выполнение поставленных перед коллективом задач. Как только учительница смогла преодолеть «комплекс» жертвы, она сумела в достаточно тактичной форме объяснить директору, что от повышенного тона у нее начинает болеть голова, и попросила его воздерживаться от резких замечаний. Естественно, директор по мановению палочки не превратился в дамского угодника, зато сама учительница смогла гораздо терпимее воспринимать его даже и не самые невинные выходки, а в некоторых случаях даже заставила его извиниться за некорректность поведения. Но самое главное, она поняла, что директор - точно такой же человек, как и она.

Шаг 2. Оказывается, в подавляющем большинстве случаев «террористами» оказываемся мы сами. Причем по отношению к самим себе. Сидящая рядом с вами в театре надменная дама громко любезничает с кем-то по сотовому телефону. Ваши гневные взгляды ее только забавляют. Конечно же, вы не будете поднимать скандал. Вот этим-то все и сказано. Вы не хотите идти даже на минимальный риск, если он угрожает подорвать вашу веру в себя как в культурную, хорошо воспитанную особу. И вы ни в коем случае не станете ущемлять права другого человека, даже если он ущемляет ваши. Потому что больше всего на свете люди обычно боятся разрушить ими же самими созданный имидж. А на самом деле этот имидж вовсе не зависит от конкретных единичных поступков. Он зависит от вашего собственного мироощущения и мировосприятия. Выразив твердым и спокойным тоном уверенность в том, что дама может продолжить свой разговор в холле, вы, естественно, рискуете нарваться на грубость. И в этом случае выбор опять же за вами - то ли сидеть оплеванной с ног до головы до конца сеанса, то ли обратиться за помощью к администратору. В любом случае стоит думать прежде всего о защите своего внутреннего достоинства, а не о том, как вы выглядите со стороны.

Шаг 3. Никогда не давайте втянуть себя в выяснение вопроса «Кто виноват?». Лучше сразу переходите к вопросу «Что делать?». Медсестра, которая вовремя не приготовила для вас направление на анализы, скорее всего, попытается сделать во всем виноватой именно вас. Не вскипайте праведным гневом и не пытайтесь припереть ее к стенке. Лучше предложите ей найти выход из создавшегося положения - то есть как можно быстрее выписать нужное направление. Выясните, способна ли она сама справиться с этой задачей или же вам придется обратиться за помощью к ее руководству. И, опять же, не превращайте ее в злейшего врага до конца своих дней. Отнеситесь к ней не как к абстрактному бытовому «террористу», а как к человеку с веснушками на носу и с мозолью на пятке.

В заключение авторы книги приводят примеры тех «злачных» мест, которые прямо-таки обладают даром аккумулировать в себе бытовой «терроризм».

Официальные учреждения. Как правило, люди в костюмах и при галстуке или просто сидящие за конторкой сразу подавляют нас своим авторитетом. Комплекс вины за то, что мы отрываем их от важных дел нелепыми просьбами о выдаче каких-то документов, заставляет нас ждать от них самых настоящих милостей. Представьте себе этого грозного чиновника в пижаме, а неприступную секретаршу - с бигуди на голове. Ну что, все документы уже у вас в кармане?

Магазины. Ох уж этот взгляд продавщицы, дающий вам понять, что во всем торговом центре вам не найдется ничего подходящего ни по параметрам, ни по цене! Можно, конечно, доказать ей, что и вы не лыком шиты, купив туфли на два размера меньше нужного или в два раза дороже, чем собирались. А можно попробовать себе представить, как эта самая надменная продавщица объясняет своему сыну задачку по математике. Сочувствие, которое захлестнет вас при виде столь душераздирающей сцены, передастся и самой продавщице, и уйдете вы, довольная не только покупкой, но и обслуживанием.

Пункты общепита. Говорят, домашняя пища отличается прежде всего своей энергетикой. Попробуйте дать понять обслуживающему персоналу, что вам не столько нужно заправиться, сколько насытиться этой самой положительной энергетикой. Как только он осознает, что для вас он не просто автомат по приготовлению пищи, так и вы из разряда поглощателей кулинарных шедевров превратитесь в желанного гостя. А если подобное чудо все же не произойдет, постарайтесь хотя бы не засорять пространство своим отрицательным биополем.

К сожалению, чаще всего на все «террористические» акты мы реагируем на уровне подсознания. Кто-то предпочитает отреагировать агрессией, кто-то - избеганием. А вот авторы книги «Трудный разговор» считают, что оптимальная форма реакции - это улыбка. Но она в наши инстинкты, к сожалению, не заложена. Пользоваться ею можно только осмысленно.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно