Украинский военный флот: непраздничные путешествия в прошлое и современность

Поделиться
Украина — морское государство, которое должно защищать свои водные рубежи и экономические интересы на морях, охранять свою землю от возможных посягательств с моря...
Бронепалубный крейсер «Гетьман Іван Мазепа» (бывший «Кагул», «Память Меркурия»). При Гетманате и УНР базировался в Севастополе. Списан только в 1943 году.

Украина — морское государство, которое должно защищать свои водные рубежи и экономические интересы на морях, охранять свою землю от возможных посягательств с моря. Этой цели должен служить, в частности, и военно-морской флот. Нынче в состав Военно-Морских сил Украины входят 28 боевых кораблей, катеров и судов, из которых... 27 нуждаются в ремонте или ремонтируются.

Украинский флот зарождался в бурные 1917—1918 годы. Личный состав царского флота в основном комплектовался украинцами. Вспомните хотя бы героя Севастопольской обороны матроса Кошку — Петра Марковича Кишку, крепостного крестьянина из с. Ометинцы Винницкой области. После февральской революции 1917 г. украинизация охватила и Черноморский флот. Начиная с октября 1917 г., на кораблях создавались украинские военные советы, на мачтах зареяли желто-синие флаги. Первыми были эсминец «Завидный» и крейсер «Память Меркурия». В составе правительства Центральной Рады в Киеве был создан Генеральный Секретариат морских дел (с января 1918-го — министерство), который возглавил Д.Антонович; морским Генеральным штабом руководил капитан Ю.Покровский. Для проведения национально-просветительской работы среди матросов Центральная Рада откомандировала в Одессу, Николаев, Херсон и Севастополь своих комиссаров. 22 ноября 1917 г. весь экипаж самого нового и мощного линкора ЧФ «Воля» перешел на сторону Центральной Рады, а вслед за ним еще ряд кораблей и подводных лодок. Командующим украинским флотом был назначен контр-адмирал М.Саблин — потомок казацкого рода Шаблиив. Со штабного корабля «Георгий Победоносец» в Киев была отправлена телеграмма: «Сього числа Севастопольська фортеця і флот, що в Севастополі, підняли українські прапори. Командувати флотом приступив адмірал Саблін». Не получив ответа, адмирал приказал повторить телеграмму, начинавшуюся словами: «Браття Київської Центральної Ради…». Не знал мужественной офицер, что Центральной Рады к тому времени в Киеве уже не было.

С октября 1917 г. по март 1918 г. на украинскую сторону перешли: девять линкоров, семь крейсеров, 18 эсминцев, 14 подводных лодок, 16 сторожевых и посыльных кораблей, 11 военных транспортов и плавбаз. Кроме того, украинскими стали: штаб флота, все военные предприятия и учреждения, береговые фортификационные сооружения. Дальнейшая их судьба сложилась трагически.

Кайзеровские войска продвигались к Севастополю, чтобы захватить Черноморский флот. Не имея береговой военной поддержки, адмирал Саблин вынужден был начать с немцами переговоры о прекращении военных действий. Однако кайзеровцы отклонили все предложения, и наступление продолжилось. «Центрофлот» (общефлотский революционный комитет) ради сохранения флота принял решение эвакуироваться в Новороссийск. 30 апреля 1918 г. главные силы флота под командованием адмирала М.Саблина взяли курс на Новороссийск. В Севастополе осталось только 25 вспомогательных и малых кораблей, а также 15 подводных лодок, командование над которыми принял адмирал Остроградский.

1 мая 1918 г. в Севастополь вступили кайзеровские войска, а в бухте стали на рейде два вражеских линкора. Под жерлами пушек Остроградский отдал по флоту приказ — спустить украинские флаги. Так была перевернута первая несчастливая страница истории национального флота.

Современный украинский флот полностью укомплектован кораблями, полученными в наследие от бывшего СССР. Трудно представить, какими критериями руководствовались политики, разделяя в начале 1990-х ЧФ, но Украине выпала далеко не самая лучшая его часть. В состав украинского флота ныне входят 28 боевых кораблей, катеров и судов: фрегат «Гетьман Сагайдачний», построенный в 1993 г.; подводная лодка «Запоріжжя» — 1970 г.; шесть корветов, самый старый — 1976 г., самый новый, «Луцьк», — 1994 г.; три десантных корабля: «Костянтин Ольшанський» — 1985 г., «Кіровоград» — 1971 г., «Донецьк» — 1992 г.; четыре минно-тральных корабля, все (кроме одного) построены 70-х годах прошлого века; минно-тральный катер «Генічеськ» — 1984 г.; три артиллерийских катера — 1971, 1972 и 1990 гг.; два однотипных ракетных катера: «Прилуки» — 1979 г. и «Каховка» — 1980 г.; два десантных корабля: «Брянка» — 1970 г. и «Сватове» — 1979 г.; три разведывательных корабля: «Славутич» — 1992 г.; «Сімферополь» — 1973 г., «Переяслав» — 1987 г.; корабль управления «Донбас» — 1970 г. и противодиверсионный катер «Феодосія» — 1983 г.

Автолюбители знают, что после десяти лет эксплуатации «железный конь» начинает «сыпаться», и от него нужно как можно быстрее избавиться. Не так ли и поступил наш «старший брат» из ЧФ? Корабль — не автомобиль, а город на воде со своей электростанцией, водопроводом, фановой системой (канализацией), системой вентиляции и кондиционирования, мусороперерабатывающим оборудованием и т.д., нашпигованный вооружением и боеприпасами; а корпус и механизмы испытывают постоянное воздействие агрессивной среды — морской воды.

Быть может, наши флотоводцы так заботливо ухаживают за техникой, что она в любую минуту готова защищать морские рубежи? Читаю рапорт заместителя командующего ВМС ВС Украины по логистике «Техническое состояние кораблей и судов, входящих в состав ВМС ВС Украины по состоянию на 5.05.2005 г.», откуда узнаю, что 27 кораблей ремонтируются или требуют немедленного ремонта. В 2005-м планируется отремонтировать 21 корабль, для этого нужно 9207,8 тыс. грн. (какая точность — до копеечки). Жутко становится от текста этой цидулки: «При переходе из п. Новоозерное в п. Севастополь аварийно остановлен главный двигатель левого борта (БДК «Костянтин Ольшанський». — В.О.). Проведено расследование… Ориентировочная стоимость работ составляет 120,0 тыс. грн.»; ДК «Сватове»: «… внешняя обшивка местами деформирована и искорежена, нуждается в немедленной покраске. Подводная часть корпуса корабля имеет скользящую коррозию. Состояние набора корпуса — удовлетворительное (слава Богу! — В.О.). Состояние топливных цистерн имеют скользящую коррозию. Верхняя палуба имеет скользящую коррозию на 20% и нуждается в ремонте...»; КУ «Донбас»: «Дата последнего планового ремонта — 1986 г. Срок очередного среднего ремонта вышел в 1991 г.»; флагман флота «Гетьман Сагайдачний» — сломан коленвал дизель-генератора; РК на подводных крыльях «Каховка»: «Состояние корпуса удовлетворительное, но имеется большое обрастание — на крыло выйти невозможно»; ДК на воздушной подушке «Донецьк» (единственный на флоте): «У корабля вышел срок эксплуатации. Корабль подается на исключение из боевого состава и перевод в категорию «техническое имущество». И так в отношении каждого корабля. А между прочим, на этом «имуществе» несут службу чьи-то дети, внуки, братья, мужья.

О единственной украинской подводной лодке уже сочиняют анекдоты. С 28 февраля 2002 г. лодка находится на ремонте на ССРЗ ЧФ РФ (?). Выполнены 60% общего объема работ. Пресловутая аккумуляторная батарея для субмарины находится на береговом содержании с февраля 2003 г. Из пяти лет гарантийного срока эксплуатации — два с половиной уже потрачены. Так вот, уважаемое Министерство обороны (читай — налогоплательщики), готовь валюту для закупки новой батареи. За ремонт лодки мы заплатим России более 15 млн. грн.

Бывший президент Украины Леонид Кучма в одном из своих выступлений сказал, что базирование ЧФ России в Севастополе выгодно Украине, имея, наверное, в виду средства, которые наш бюджет получает от уплаты коммунальных платежей, налога за землю, таможенных сборов за железнодорожные перевозки и т.п. Возможно, так бы и было, если бы наш сосед своевременно рассчитывался. Например, помощник командующего ЧФ РФ по финансово-экономической работе констатирует: «Флот (российский. — В.О.) из года в год имел и имеет долги как перед военными, так и перед украинскими предприятиями — поставщиками различных энергоресурсов и материальных средств».

К сожалению, в Украине нет ни одного производителя военно-морского вооружения. Поэтому мы вынуждены закупать его за рубежом, в основном в России. Какой умный хозяин будет вооружать своего соседа самой современной техникой? Ведь мало ли что в будущем может случиться. Вот и имеем исчерпавшие свой ресурс корабли, небоеспособная подводная лодка, устаревшее вооружение. Короче говоря — «техническое имущество». Воистину — вот тебе, боже, что мне негоже. Так что же — не тратьте, куме, сили, спускайтеся на дно? Пока что рановато, не так уж все плохо.

За годы независимости Украине удалось достроить и ввести в строй четыре корабля: фрегат «Гетьман Сагайдачний», корвет «Луцьк», корабль управления «Славутич» и десантный корабль на воздушной подушке «Донецьк». В различной стадии готовности на заводах находятся: ракетный крейсер «Україна», корветы «Львів», «Луганськ» и «Тернопіль». Последний строится в Киеве на ЗАО «Ленинская кузница» уже четырнадцатый год, а его проект 1124 «Альбатрос» разработан еще в 1970-х годах. Крейсер «Україна» готов на 95%. Для завершения строительства нужно порядка 150 млн. грн. Судьба его неопределенная — считается, что крейсер «не вписывается» в военную доктрину нашего государства. Хотя в любой армии конечной целью всегда было получение максимально эффективного вооружения.

Неизвестно будущее двух корветов на подводных крыльях, сооружаемых на феодосийском судномеханическом заводе «Море». Из-за дороговизны и сложности в эксплуатации корабли стали заложниками своего же технического совершенства.

В «Программе развития вооружения на период до 2010 года» основными кораблями ВМС Украины назван корвет, ракетный катер и тральщики. В программу не попали по экономическим соображениям подводные лодки (их, по подсчетам специалистов, нужно три), десантные корабли — как наступательное оружие (?) и вспомогательный флот, — хотя у нас имеются военные части, обслуживать которые можно только с моря. Разработаны проекты корветов: «Пахар-С» — ЦКБ «Шхуна» (Киев), «Міраж», «Містраль-1500Т» (для зарубежного заказчика) и «Гайдук-21» — Казенный опытно-проектный центр кораблестроительства (Николаев). Последний, в связи с применением элементов «стелс-технологий», уже сегодня называют кораблем-невидимкой.

Украина обладает уникальным кораблестроительным потенциалом, но воплотить замысел конструкторов в металл мешает, как всегда, нехватка средств. Бывший начальник управления кораблестроительства и вооружения ВМС МО Украины контр-адмирал М.Сердюк в интервью журнала «Суднобудування та судноремонт» сказал: «ВМС Украины нуждаются только в одном. Должно быть стабильное финансирование программы строительства нового флота. Пусть небольшого, но с прогнозируемым развитием». Перефразировав известное выражение, можно сказать: «Кто не кормит свой военный флот — тот будет кормить чужой», что частично мы уже и делаем.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме