УГРОЖАЕТ ЛИ ВАМ МАГАЗИНОМАНИЯ?

22 ноября, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск №45, 22 ноября-29 ноября

«Вы чувствуете себя несчастным? У вас депрессия, вам не мил белый свет? Есть отличное средство улучшить настроение: отправляйтесь бродить по магазинам и покупайте новые вещи...

«Вы чувствуете себя несчастным? У вас депрессия, вам не мил белый свет? Есть отличное средство улучшить настроение: отправляйтесь бродить по магазинам и покупайте новые вещи. Вот увидите, очень скоро от вашей хандры не останется и следа!» Этот совет много лет назад дал своим читателям знаменитый американский драматург Артур Миллер. Удачная покупка и впрямь способна улучшить настроение. Однако тут важно не переборщить! Иначе привычка искать утешения, приобретая новые вещи, перерастет в пагубное пристрастие, которое на Западе называют шоппинг-синдромом или магазиноманией.

По статистике, магазиноманией в той или иной степени страдают приблизительно 30% людей во всем цивилизованном мире, причем подавляющее большинство из них — женщины. Классическим примером считается Имельда Маркос, жена филиппинского диктатора. Долгое время западные журналисты клеймили ее позором за непомерную расточительность. Представьте себе: после свержения режима Маркоса в покоях Имельды были обнаружены две тысячи абсолютно новых пар туфель! Этот факт привел общественность в негодование. Но психологи, проанализировав поведение госпожи Маркос, пришли к выводу, что к приобретению обувной коллекции ее толкало не желание сорить деньгами, а невозможность удержаться от покупки. Увидев очередную пару туфель, она просто теряла контроль над собой. Именно это и является отличительной чертой магазиномана.

— Жертвами синдрома становятся не только богатые бездельницы и жены бизнесменов, но и скромные служащие с небольшим доходом. Чаще всего покупают одежду, обувь, косметику и бижутерию. Важна даже не стоимость — она может быть и совсем небольшой, — а то, что покупки делаются практически ежедневно. Причем приобретаются вещи явно ненужные. Зачастую их потом даже не надевают либо наденут раз-другой. Магазиноманы покупают не для того, чтобы пользоваться. Им доставляет удовольствие сам процесс покупки, — говорит психолог Нина Самойленко. — Оказавшись в супермаркете или модном магазине, все мы порой испытываем искушение купить ту или иную красивую вещь. Но взвесив свои финансовые возможности, посоветовавшись с близкими, можем отказаться от покупки либо отложить ее на время и спокойно идем дальше. А вот магазиноман не может отказаться от того, что нравится. Он залезет в долги, опустошит семейные запасы. Это очень похоже на наркоманию. Но эйфория от приобретения новой вещи длится недолго: так же, как и от наркотика. И уже на следующий день снова хочется чего-то еще.

Магазиномания — феномен из разряда психопатологий обычной жизни. Ей особенно подвержены люди с более хрупкой нервной организацией. Пережив стресс, испытав депрессию, они ищут утешения в магазинах. В группе риска — те, чья личная жизнь не складывается либо внезапно дала трещину. Вечером некуда пойти, и вот женщина начинает обходить все супермаркеты и бутики по дороге домой. Разглядывание ярких витрин, примерка, подгонка, стояние у зеркала создают иллюзию насыщенной, полной и красивой жизни. Многих приводит сюда простое желание пообщаться, поговорить с приветливыми продавцами, услышать комплименты в свой адрес (обслуживающий персонал дорогих магазинов умеет польстить клиентам!), а красивая одежда, безделушки могут стать компенсацией за душевную пустоту. И вот уже свободное время немыслимо без визита в магазин.

— Делая те или иные покупки, люди часто реализуют свои детские мечты. В некоторых семьях подростков жестко контролируют, требуя отчитываться за каждую потраченную копейку, запрещают покупать те или иные вещи. Например, одна из пациенток призналась, что до 17 лет ей запрещали даже смотреть на косметику: мама считала, что в этом возрасте еще рано краситься. Если родители находили у нее помаду или тени для век, то наказывали. Поэтому уехав учиться в другой город, девушка стала наверстывать упущенное: ежедневно посещала косметические отделы и скупала «запретные» румяна, тени для век, тушь, кремы… На это уходила стипендия и все присланные родными деньги. Девушка стала экономить на продуктах, жила впроголодь, залезла в долги, но все же не могла пройти спокойно мимо очередной витрины с красивой помадой или блеском для губ… Через несколько месяцев ее шкаф буквально ломился от разнообразной косметики, подруги шутили, что ей пора открывать салон красоты на дому. Только опытный специалист смог остановить развитие шоппинг-синдрома, — продолжает Н.Самойленко. — Повышенный интерес к магазинам и покупкам естественен для подростков. Приобретение новых вещей — и праздник, и удовольствие, и признак взрослости. Не пугайтесь, если, получив небольшую сумму на карманные расходы, дети мгновенно просаживают деньги на совершенно ненужные, с вашей точки зрения, вещи: жвачки, майки, бижутерию. Не ругайте их за плохой вкус и расточительность. Просто спокойно объясните, что, купив одну вещь, им придется ограничить себя в чем-то другом. Посоветуйте, как распределить выданную сумму, чтобы на все хватало. Но не решайте за ребенка, предоставьте ему самому сделать выбор. Тогда в следующий раз он пойдет в магазин со списком необходимых вещей и научится рассчитывать свои финансовые возможности.

Как же определить, угрожает ли магазиномания вам или кому-то из близких? Если вы постоянно посещаете супермаркеты, с интересом рассматриваете витрины и ценники, отыскивая конкретную вещь, это свидетельствует не о синдроме, а скорее о бережливости и умении хорошо ориентироваться на рынке. Магазиноманы обычно ходят от витрины к витрине без конкретной цели, просто потому, что им нравится это занятие. И покупают не те вещи, которые необходимы, а совершенно ненужные, хотя и броские, красивые. Насторожитесь, если не можете скопить деньги на крупную вещь, например компьютер, стиральную машину, мебельный гарнитур, поскольку они «разлетаются» на безделушки. Если при посещении магазинов вас безудержно тянет открыть кошелек, а на следующее утро вы с удивлением думаете: «А зачем же я это все купил?», пора бить тревогу. Уже подсчитано, что магазиномания может нанести семейному бюджету столь же сокрушительный удар, как и наркозависимость. Поэтому жертвам этого синдрома необходимы группы анонимной поддержки, где они могли бы научиться контролировать себя. По мнению специалистов, нет смысла удерживаться от визитов в магазины. Просто перед походом оставьте дома деньги и кредитные карточки, а спутников предупредите, чтобы не давали в долг, даже если вы будете об этом просить. Возьмите за правило ничего не покупать сразу же, откладывайте покупку хотя бы на день. За это время вы остынете, взвесите все «за» и «против» и, возможно, откажетесь от расходов.

Но если такие меры не помогают, следует обратиться к специалисту. В основе магазиномании, несомненно, лежат те или иные личностные проблемы и комплексы. Уже подмечено: чем личность сильнее и ярче, тем меньше зависит от капризов моды, внешних атрибутов. Видимо, Имельда Маркос была крайне неуверенной в себе женщиной, раз для душевного комфорта ей потребовались две тысячи туфель. А вот самодостаточные, независимые люди прекрасно чувствуют себя и в старом свитере, шлепанцах или кроссовках. Очень часто, найдя любимого человека, друга или интересную компанию, магазиноманы напрочь забывали о своих увлечениях. Они обретали уверенность в себе и без постоянных покупок.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно