УЧЕБНИК ДЛЯ МОШЕННИКОВ

21 апреля, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №16, 21 апреля-28 апреля

В прошлом году в издательстве «Рэндом хаус» вышла автобиография известного в Европе реставратора Эрика Хебборна...

В прошлом году в издательстве «Рэндом хаус» вышла автобиография известного в Европе реставратора Эрика Хебборна. Появление книги наделало много шума, так как в ней 60-летний художник решил признаться, что в течение своей жизни он не только виртуозно реставрировал картины мастеров прошлого (в Aнглии ему не было равных среди реставраторов), но и с не меньшим искусством подделывал их. Всего, по словам Хебборна, он подделал около 500 графических работ художников XVII - XVIII веков.

Хебборн, выходец из семьи ремесленников, уже в возрасте 14 лет довольно прилично рисовал. Он получил стипендию в школе живописи, куда поступил сразу же после средней школы. Именно здесь зародился его интерес к старому искусству.

Окончив школу живописи, Хебборн перебрался в Лондон, где стал подмастерьем у одного из реставраторов. Ему едва исполнилось 23 года, и он с жадностью набросился на новые знания. В течение двух лет он не только постиг тайны материалов, красок, холста, пигментов, применявшихся мастерами прошлого, но и весьма детально изучил приемы, которыми они пользовались. «Я довел свою технику до такого совершенства, - утверждает реставратор, - что однажды понял: могу сделать картину из ничего».

В один прекрасный день так и случилось - он купил у торговца антиквариатом настоящий голландский холст XVII века и «восстановил» на нем замечательный пейзаж, который приписал Дэвиду Тенирсу-младшему. «Это был первый опыт, и он не совсем удался, так как я работал новыми красками, и поэтому мне пришлось даже подержать полотно несколько часов в духовке, чтобы добиться желаемого эффекта, - пишет Хебборн. - В конце концов усилия не пропали даром, и через несколько месяцев мне удалось продать полотно антикварам за цену, которая равнялась нескольким моим годовым жалованьям».

После этого сомнений в дальнейших действиях у Хебборна не возникало. Оставалось только запастись самым необходимым. Старинный холст для будущих картин ему удалось приобрести по случаю, а уж «обработать» его большого труда для такого профессионала, как он, не составило. Кроме всего прочего, он сумел раздобыть краски и пигменты XVIII века, из которых получил нужные материалы.

Интересно то, что, покупая порой для реставрации некую малоизвестную гравюру или рисунок, Хебборн, по его словам, «приводил это произведение в порядок», то есть создавал совершенно новую вещь, приписывая ее тому или иному старому мастеру. Хебборн утверждает, что сейчас его работы находятся в экспозиции десятков музеев, а количество коллекционеров, которые любуются его творениями, просто не поддается учету.

Такие саморазоблачения вызвали переполох в Лондоне, Нью-Йорке и Париже. Особенно смутили музейных работников утверждения реставратора, что настоящим автором некоторых работ, выставленных в Лувре, в музее Метрополитен и Национальной галерее, является он сам. Среди них несколько рисунков Питера Брейгеля, экспонирующихся в Нью-Йорке, рисунок Коро, выставленный в Париже, а также несколько работ Рейнольдса из Национальной галереи.

«Мы не верим в то, что он говорит правду, - заявил один из кураторов музея Метрополитен. - Мы провели несколько экспертиз с участием самых лучших специалистов, и они сделали заключение о несомненной подлинности этих работ». Примерно так же настроены сотрудники Лувра и Национальной галереи, которые утверждают, что саморазоблачения Хебборна вызваны желанием привлечь к себе внимание и благодаря сенсации заработать максимум от продажи мемуаров.

Более того, сразу же после выхода книжки Хебборна его бывший любовник, некий Грэм Смит, заявил, что за все время их продолжительной связи - а они прожили бок о бок 14 лет - он ни разу не слышал от партнера ни о каких подделках. Смит настаивает на том, что воспоминания Хебборна - обычная фальшивка, к которой прибегают многие, чтобы заработать хорошие деньги. «В последние годы, - утверждает Смит, - доходы Хебборна значительно снизились, и он решил поправить свое положение такими псевдовоспоминаниями».

Однако даже столь откровенные заявления не заставили Хебборна отказаться от своих слов. Он утверждает, что музейные сотрудники, аукционеры и некоторые коллекционеры составили заговор, чтобы не признавать его невероятного достижения - полутысячи высокопрофессиональных фальшивок, украшающих лучшие коллекции мира. «Это на руку лишь самим торговцам произведениями искусства, - считает реставратор, - иначе им придется многое пересмотреть и признать, что их непрофессионализм нанес убытки десяткам клиентов».

Может быть, Хебборн и преувеличивает, однако, как считают некоторые специалисты, не столь уж сильно. Например, в пользу его версии говорит то, что одна из названных им картин - «Юноша с копьем», атрибутированная как произведение итальянского художника XV века Франческо дель Коссо и приобретенная после нескольких аукционов лет 15 назад моргановской библиотекой, на самом деле действительно оказалась обычной фальшивкой. Правда, и тут искусствоведы поторопились заявить, что рисунок был подделан еще в прошлом веке.

И все же, несмотря на обвинения во лжи, Хебборн не теряет присутствия духа. Он считает, что сделал доброе дело, поведав истину, и в ближайшем будущем собирается написать новую книгу. «Это будет нечто вроде учебника по изготовлению фальшивых произведений искусства, - говорит реставратор, - я думаю, что при росте спроса на произведения живописи он привлечет к себе внимание многих талантливых молодых людей и позволит им не только проявить себя, но и прилично заработать на жизнь, что порой совсем нелегко, когда честно занимаешься творчеством».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно