УБИТЬ ДРАКОНА

Поделиться
В СМИ и в аналитических кругах активно обсуждается вопрос об отставке правительства. Среди ряда н...

В СМИ и в аналитических кругах активно обсуждается вопрос об отставке правительства. Среди ряда народных депутатов снятие Кабинета уже считается делом ближайшего времени - времени, когда будет вынесена на обсуждение программа социально-экономического развития Украины в 1999 году. Вероятно, руководство исполнительной и законодательной властей уже достигло некоторых соглашений с тем, чтобы запланированное на 29 сентября обсуждение проекта госбюджета-99 не обернулось отставкой правительства. Но вряд ли тема отставки перестанет быть общим местом коммуникации политиков, аналитиков и журналистов. Поэтому мы считаем актуальным и непреждевременным рассмотрение некоторых рамок обсуждения вопроса о смене правительства.

Преступно безответственным было бы само предположение об объективном существовании правительства Украины, как и претендентов на его замещение, вне рамок выполнения программы развития общества. Правительство существует только как субъект реализации программы развития. Поэтому решение об отставке правительства, если оно обусловлено заботой об интересах народа, - прежде всего выбор. Выбор между вариантами программ развития страны, которые предлагают действующее правительство и претендент на его замещение. Если таковых программ нет, то и разговор о замене правительства не имеет смысла в терминах развития общества.

Нет сомнений, что правительство само виновно в создании угрозы собственной отставки. Потому что нельзя отождествить стратегию развития страны с известной нам программой действий правительства или другими официальными документами. Пока что большинство представителей политической элиты продолжает думать, что написать и разработать программу развития - одно и то же. Факт участия в написании программы сакрализируется, процесс написания программы - таинство. При написании программы политическая элита делится на «своих» и «чужих». Написанная программа предлагается «чужим» к утверждению в последний момент, до которого она тщательно скрывается. Потому что сегодня написание программ - это технология запрятывания реального положения дел, технология создания параллельной реальности. У «чужих» не должно быть времени на анализ программы, потому что тогда утвердить ее будет невозможно. «Чужие» знают это и не обсуждают программу как реальный план действий. «Чужие» знают, что «свои» и не собирались относиться к собственной программе как к реальному плану действий. В результате обсуждение программы правительства и отчеты о ее выполнении в парламенте - не более чем политическая борьба за сохранение или изменение позиций разных сил в течение, как правило, ближайшего года.

В отличие от написанной разработанная программа развития реальна, то есть ориентирована на выполнение. Проектов реальной программы всегда несколько, и представители всех политических сил включены в их разработку и выбор одного из многих. Нет «чужих» и нет «своих». Проект реальной программы открыт для общественности и широко обсуждается. Проект реальной программы проходит экспертизу на предмет обеспеченности ресурсами. Реальная программа - это всегда конкретный план ее выполнения. Реальная программа активно разъясняется общественности до и после принятия с тем, чтобы граждане, частный сектор, СМИ и другие представители общественности верили правительству и его программе, сознательно выполняли эту программу. Реальная программа выхода из кризиса не может быть краткосрочной, года для нее мало, потому что обеспечение выхода из кризиса через три года может потребовать резких и непопулярных шагов в краткосрочной перспективе. Как правительство, так и общественность ведут мониторинг выполнения программы развития и принятых в ее рамках решений, совместно корректируют программу в случае необходимости. Поэтому реальная программа развития - лучший щит для правительства. В терминах ее выполнения правительство может объяснить почти все, а те, кто требует отставки, должны представить свой более сильный план выполнения программы.

Не обеспечивая все эти этапы разработки и принятия программы развития, правительство становится легко уязвимо. Правительству нечего противопоставить вопросу «нас выбрал народ, а вы кто такие?», потому что нет поддерживаемой общественностью программы развития и нет морального права выдвинуть квалификационные требования к возможным инициаторам отставки. Но некорректно говорить о некомпетентности того или иного правительства. Некомпетентность проявляет вся властная элита, которая до сих пор не ввела в свою деятельность открытых технологий принятия государственных решений, в том числе разработки программ развития. Некомпетентность проявляет вся иная элита, которая до сих пор не потребовала от власти внедрения новых технологий осуществления власти в практику и которая до сих пор сама не использует эти технологии.

Нет оснований предполагать, что какая либо политическая сила готова сейчас предложить реальную программу развития общества и в ее рамках реальный бюджет развития. Хотя бы потому, что ничего похожего на стратегию до сих пор неизвестно, не обсуждается, не подвергнуто общественной экспертизе. Стратегия развития - это не нож, ее не достают вдруг и исподтишка, чтобы убить соперника. Может ли кто-то назвать хотя бы одно позитивное следствие отставки предыдущих шести правительств? Может ли кто-то гарантировать, что отставка седьмого Кабинета будет более результативна? После отставки уже шести правительств за семь лет смещение правительства как акт гражданского протеста депутатов против экономического спада выглядит по меньшей мере странно. Должна быть, наконец, проведена общественная экспертиза текущего положения страны и причин бессилия всех правительств. Должен быть проведен общественный тендер реальных предложений разных политических сил. Смене правительства должно предшествовать широкое обсуждение альтернативных планов развития общества.

Но если вопрос отставки правительства является тактическим шагом текущей партийной и личной борьбы, то обсуждение отставки - бессмысленно. Иначе мы еще увидим девятое, десятое, двадцатое правительство. А вокруг будет все хуже. Так начинается разруха. Между прочим, так парламент все больше обессмысливает себя в глазах избирателей. Кроме того, легкость, с которой парламент способен отставить одно правительство, программирует неуважение к правительству и легкость отставки следующего Кабинета. Возможно, какая-то партия действительно хочет осуществить собственную программу развития. Но тогда она роет себе яму, настаивая сейчас на немедленной отставке Кабинета. Тезис о готовности взять на себя ответственность звучит неискренне. Хотя бы потому, что здравомыслящий политик (если только не подставное лицо, которого потом легко сдать) не возьмет на себя ответственность за выход из кризиса в условиях не только глубокого экономического кризиса, но и дестабилизированной президентскими выборами политической ситуации, в которой любое правительство вряд ли удержится больше года. Кроме того, не факт, что возглавить правительство - значит взять на себя какую-либо ответственность, хотя бы политическую. Нет механизмов политической ответственности. Поэтому многие экс-премьеры сейчас удерживают лидирующие позиции в политической элите, хотя ушли они не по собственному желанию.

Для значительной части депутатов и аналитических кругов обсуждение вопроса о бюджете и о смене правительства сегодня осмысленно и понятно только в рамках предвыборной президентской кампании отдельных людей и политических групп, особенно после объявления рядом политиков о своем участии в этой кампании. Политическая и аналитическая элита допустила превращение избирательных кампаний в главную и самую широкую рамку обсуждения политической и экономической жизни страны. Рамки развития страны не существует. Это не нужно смешивать с непрерывной избирательной кампанией: последняя ориентирована на избирателя, на обеспечение его благосостояния, на создание желаемого образа будущего большинства граждан страны. Сегодня же речь идет только о будущем узкого круга людей. В терминах развития Украины не важно, уйдет правительство в отставку или нет. Тот, кто убьет дракона, станет драконом сам.

Но рассмотрение проекта бюджета-99 и программы действий правительства на 1999 год может стать процессом рождения нового поколения политической элиты. Нового не по возрасту, а по подходу, по методу. Именно от представителей этого поколения можно ожидать реальную попытку изменения бюджетной политики, предложения новых, программирующих развитие задач и структуры бюджета. Сама постановка вопроса о задачах бюджета и его иных рамках будет сильнее, чем вся вместе взятая постатейная критика бюджета и в связи с этим правительства. Новое поколение может разбиться о стену МИНФИНОВСКОЙ невозможности и знания реальных цифр, о стену собственной инфантильности; может оказаться вне контекста текущего положения дел; может не узнать друг друга и обессмыслить себя мелочной критикой и присоединением к всеобщим призывам к отставке правительства. Если этого не произойдет, то заявление нового поколения элиты станет признаком появления в Украине новой политической реальности.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме