ТЯНЕТ-ПОТЯНЕТ, ВЫТЯНУТЬ НЕ МОЖЕТ - Социум - zn.ua

ТЯНЕТ-ПОТЯНЕТ, ВЫТЯНУТЬ НЕ МОЖЕТ

18 августа, 2000, 00:00 Распечатать

«Агент (входит в кабинет доктора). Разрешите? Здравствуйте! Доктор. Здравствуйте, здравствуйте. Агент...

«Агент (входит в кабинет доктора). Разрешите? Здравствуйте!

Доктор. Здравствуйте, здравствуйте.

Агент. Вам крупно повезло, профессор!

Доктор. Я доктор. У вас какие-то проблемы?

Агент (гордо). У нас нет проблем. Но вас, профессор, жена полюбит еще больше, потому что вы купите ей вот эту коробку конф… ножей.

Доктор. Вы знаете, у меня нет жены.

Агент. М-м-м… Тогда ей вообще крупно повезло. Вы знаете, наши ножи такие острые, что их постоянно хочется пустить в дело. Вот, смотрите.

Доктор. Нет-нет, не надо, я верю!

Агент (скороговоркой). Ну, тогда забирайте, забирайте. А вот, смотрите, какая автозажигалка для вашего «мерседеса». У-у-у! Вы только представьте, рядом с вами не ваша бывшая жена, вот эта вот (показывает страшную рожу), а прекрасная девушка, и вы берете эту зажигалку…

Доктор. А у меня нет «мерседеса».

Агент (растерянно). А-а-а… а что у вас есть?

Доктор. У меня шестерка. Бежевая.

Агент. Шестерка… бежевая… отлично, отлично… А! Вот тогда кобура для вашего радиотелефона. Уникально! Небольшая доплата, и на ней будут вышиты ваши инициалы. Вас как зовут?

Доктор. Собственно…

Агент. Замечательно! Во-от такая буква «С». Золотая на черном фоне.

Доктор. Спасибо большое, но у меня нет радиотелефона.

Агент. М-м-н-н-эээ… наша компания предлагает…

(Из передачи И.Угольникова)

Чудный образ, не правда ли? Продавцы из системы сетевого маркетинга предлагают что-либо купить на работе и дома, поджидают у выхода из метро, останавливают как на центральной площади, так и на пустынной аллее парка.

Что такое сетевой маркетинг? Говоря просто и без затей, это торговля некими товарами без магазинов, при помощи торговых агентов, назовите их хоть продавцами, хоть менеджерами по сбыту или агентами по продажам. В условиях безработицы хороший способ решить проблему с трудоустройством. У женщин же есть несколько серьезных причин заняться сетевым маркетингом: старая как мир, но неистребимая надежда на быстрый и не очень сложный заработок, психологический дискомфорт дома, в семье, отсутствие самореализации, недостаток средств на существование. Моя знакомая проработала в школе 25 лет, получила категорию и все, что положено по статусу, однако зарплаты в 140 гривен не хватало на двоих детей, а муж — так уж получилось — никак не мог устроиться. В сетевом она в среднем может заработать 400 грн. в месяц. Разница очевидна.

Из разговора с психотерапевтом

«Большая часть моих пациентов страдает неврозами и депрессивными состояниями по причинам, так или иначе связанным с работой. Имеющие работу страдают от страха потерять свое место и остаться без средств к существованию. У тех, кто не имеет постоянного заработка, «срывает крышу» от боязни никогда его не найти. Создается впечатление какой-то тотальной безработицы. Беспокойство точит людей день и ночь, мысли бродят по кругу, постоянно возвращаясь к теме работы и заработка. Это касается индивидуумов любого возраста — молодых, зрелых, пожилых».

Менеджеры с повадками детей лейтенанта Шмидта

Внимательно изучив прессу, обнаруживаешь, что огромную потребность испытывает рынок труда в продавцах, коих гордо называют «менеджерами по продажам». В списке требуемых вакансий на одного, скажем, товароведа приходится сотня специалистов по продажам, и это понятно: в нашей мало чего производящей и много чем торгующей стране умеющие продавать люди нужны всем. Они могут не обращать внимания на аббревиатуры в.о., о.р. и св. а., что означает соответственно высшее образование, опыт работы и свободный английский — такие требования к кандидатам выдвигаются в объявлениях о наборе на работу специалистов.

Рабочая сила для сетевого маркетинга набирается тремя отлаженными способами: через печатные средства массовой информации, с помощью раздаваемых в метро листовок и приглашений на презентации, которые передаются через знакомых. Кстати, знакомые, друзья и родственники — основа сетевого маркетинга, живительный источник, постоянно пополняющий эту армию. Как тут не вспомнить известную всем сказку, где «дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку» и так далее до самой мышки.

Заманихи газетного типа называются «горячими предложениями». Они написаны с большой фантазией, учетом постсовкового менталитета читателей и тонким знанием психологии одиноких женщин. Судите сами:

«Срочно! Всем! Всем! Всем желающим работать в престижной компании. Карьерный рост, материальная независимость. Поездки за рубеж. Возможно, это твой шанс? Запись на собеседование…»

«1000% успеха! Без продаж! Вакансии менеджеров по персоналу, бизнес-консультантов, маркетологов. Прием ограничен. Собеседование…»

«Внимание! Высокооплачиваемая работа в офисе. Стабильная ежемесячная зарплата. Обучение за счет фирмы. Конкурс. Телефон…»

К этим текстам хочу приложить свои ремарки: требуются в основном женщины от 20 до 55 лет, всегда срочно — ну просто погибают без тебя, и зарплату обещают огромную. Читаешь множество подобных объявлений и диву даешься, почему мы еще не самая богатая страна в мире?!

Телефонный разговор с диспетчером предельно краток. Вас почти ни о чем не спрашивают, а сразу предлагают явиться на собеседование в определенный день и час, когда помещение (класс школы, училища либо аудитория института) будет наполнено такими же соискательницами. Рассказать что- либо о деятельности компании диспетчер отказывается. Либо вам открыто хамят, либо несут какую-то чушь про информационно-сервисные услуги, из чего понятно, что диспетчер и сам ничего не знает. От здравого смысла такие беседы далеки, ведь хочется же знать, куда вас все-таки приглашают, даже если работать вы там не останетесь. Лишь однажды мне удалось выяснить, что фирма торгует продуктами, косметикой и фильтрами, что опять-таки расходится с текстом объявления, где сказано «без продаж».

Как я понял, главная задача диспетчера — записать на собеседование побольше людей, видимо, их зарплата напрямую зависит от количества пришедших. Унылым было бы впечатление от такого телефонного общения, если бы не один из разговоров — очаровательный текст одного дядечки. Он тоже собирал под знамена сетевого, но как!.. Вот его примерная стилистика:

— Работа охвисная. Будете сидеть у чистоте, у красоте! Кругом компутиры, а вы посередке. А делать чего? А шо вам скажуть, то и делать. Та вы приходьте, не пожалкуете…

От соискателя рабочего места требуется: продавать товары далеко не первой необходимости в любых возможных местах — в учреждениях, на улицах; с пионерским задором расхваливать сии товары, доказывая окружающим, как они неправильно жили, если до сих пор ими не пользовались; вербовать новых продавцов, обещая быстрый заработок, скидки и прочие блага.

Чтобы добиться успехов на поприще работника сетевого маркетинга, необходимо обладать набором некоторых качеств, присущих еще незабвенным детям лейтенанта Шмидта. Это хорошо подвешенный язык, умение разговаривать и уговаривать, отсутствие комплексов и абсолютная уверенность в себе, способность не смущаться ни в какой ситуации, настойчивость и напористость, наблюдательность и быстрая реакция. Если вы не совмещаете в себе все перечисленные достоинства, фирма может вас научить. Группа агентов собирается в классе, где опытный сотрудник фирмы выстраивает перед новичками методику работы с товарами. Более «крутые» компании устраивают презентации с выступлениями специалистов — это могут быть научные сотрудники, врачи и прочие. Своими званиями и авторитетом они поддерживают товар.

На многих, ищущих работу и заработок, такие презентации действуют еще и психологически. Они видят множество себе подобных, что само по себе действует успокоительно — «в хорошей компании и помирать легче», с ними доброжелательно разговаривают сотрудники фирмы. Их приглашают к сотрудничеству так нежно, словно открывают двери новой семьи. И это очень важная психологическая ловушка, потому что большинство женщин не имеют прочного тыла: работающих и хорошо зарабатывающих в бизнесе мужей, устроенных детей.

Зарубежный подход — национальная почва

А ведь неплохая в конце концов мысль — принести работающим людям в офис то, что они не успевают купить или не знают, где это сделать. Однако и мне, и, уверен, уважаемым читателям приходилось отбиваться от назойливых представителей «канадской оптовой компании» с их фонариками и наборами столовых ножей, разносчиков детских книг и прочих. При входе во многие фирмы нынче красуются надписи с просьбой «Торговым агентам не беспокоить, не отвлекать от работы». Кое-где плакаты даже угрожают различными санкциями.

Но так и хочется задать несколько громких «почему». Почему армия сетевых агентов обходит километры учрежденческих коридоров, расхваливая на все лады фильтры никому неизвестной фирмы, но никто ничего не слышал и не знает о разработках наших отечественных фильтров, которые действительно ориентированы на днепровскую воду с ее специфическими загрязнениями? Почему когда-то прекрасная косметика наших парфюмерных фабрик, которой пользовалось не одно поколение женщин всего советского пространства, сегодня практически не существует, однако новые косметические бренды продвигаются с таким пылом и жаром, словно мы родились только для их употребления?

Вопросы эти, конечно же, риторические. К сожалению, не является секретом та особенность украинского рынка трудоустройства, что он на 90% состоит из продавцов и только на 10% — из производителей. Сетевой маркетинг своей крупноячеистой сетью, возможно, и «тянет» нашу экономику, но как в упомянутой сказке, «вытянуть не может».

Как не попасть в ловушку

Самым тщательным образом изучайте специализированные издания, где публикуются объявления о найме на работу. Поиск работы через газеты, по мнению специалистов, стоит на первом месте по эффективности. Нужно только научиться искать. Положительным фактором является то, что СМИ — практически единственный прямой источник информации о фирмах, имеющих вакантные рабочие места. Но, во-первых, часто оказывается, что информацию предоставило кадровое агентство по трудоустройству, куда надо явиться и заплатить за услуги, не всегда их получив (это тема отдельного разговора), а во-вторых, надо избавляться от синдрома слепого доверия печатному слову и все тщательно проверять.

Проверку начните с того, что поинтересуйтесь расценками на размещение объявлений о приеме на работу в данном издании, практически все газеты эту информацию публикуют. Наибольшее количество недобросовестных «зазывалок» встречается в газетах бесплатных объявлений: бесплатная реклама ни к чему не обязывает. Есть и отмашка в другую сторону: если в объявлении размером в половину газетной полосы сообщается о том, что крупной фирме срочно нужны энергичные сотрудники, доход от 500 у.е., то скорее всего, это очередная «пирамида» ищет легковерных. Не будьте легковерными, доверяйте лишь тем объявлениям о приеме на работу, которые стоят не очень дорого и сообщают конкретную вакантную должность.

Дорогу, как известно, осилит идущий, поэтому наиболее эффективным мне кажется способ, при котором все средства хороши. Это и поиск вакансий через СМИ, и обращение в кадровые агентства, и попытка устроиться через знакомых, и размещение информации о себе в Интернете, наконец, отправка факса со своим резюме по принципу «стучись во все двери». Что же касается сетевого бизнеса — все бывает, и возможно, часть людей создана для того, чтобы продавать.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно