ТЫ СЕБЯ УВАЖАЕШЬ?

Поделиться
Несмотря на бурное развитие медицины и фармакологии, древнейшая болезнь — грипп остается непобежденной...

Несмотря на бурное развитие медицины и фармакологии, древнейшая болезнь — грипп остается непобежденной. Началась вспышка — жди, пока все не переболеют. Перефразируя известное выражение, скажем: жить в обществе, больном гриппом, и быть свободным от гриппа невозможно...

Однако оставим болезнь и перейдем к обществу, к его недугам в области морали, культуры, экономики. Заглянем в отдаленную историю и убедимся — как все похоже, как все повторяется. Когда-то колонизаторы новых земель сказочно обогащались, выменивая у аборигенов, наивных и доверчивых, драгоценные металлы, каменья, пряности, ценившиеся тогда на вес золота, за цветные лоскуты, стекляшки, железные побрякушки. Причем аборигены считали такой обмен выгодным и охотно шли на него.

Не таким ли обменом занимаемся мы, приобретая, например, самые дешевые предметы попкультуры? И беда здесь не только в приобретении, не только в том, что наряду с Элвисом Пресли или группой «Битлз» мы пригрели у себя и возвели в степень идолов огромное количество посредственностей. Беда в том, что мы сами начали продуцировать нечто подобное, тиражируя слабые, жалкие копии ставшего модным направления. Потому что от вирусов гриппа можно хотя бы изолироваться, а от вирусов моды во всех многообразных проявлениях жизни не спасает, как мы уже убеждались, даже «железный занавес».

Да и нужно ли изолироваться? Изоляция в данном вопросе не только бесперспективна, но и вредна. Если бы мы стали принудительно транслировать молодежи песни в исполнении Оксаны Петрусенко, запрещая слушать, скажем «Братив Гадюкиных», эффект получили бы обратный, поскольку именно запретный плод сладок, а рекомендованное воспринимается как определенное насилие.

Давно, очень давно начали мы терять грунт, на котором формировался народ с многовековой историей. Искоренялись традиции религии — сначала языческой, затем христианской, а ведь они были носителями и народной морали, и народной культуры. К сожалению, процесс этот — уничтожения традиций — успешно продолжается и ныне.

Правильно говорят, что народ, не знающий своей истории, не имеет не только прошлого, но и будущего. А как ее сегодня узнать, свою более-менее объективную историю? М.Грушевский остается практически недоступным для большинства — из-за ограниченности тиража и очень высокой цены. Остаются старые учебники, пособия, произведения художественной литературы, где прошлое нашего народа подается не только в искаженном виде, но где оно замешано в одном котле с прошлым всей Российской, а позднее Советской империи.

Чтобы любить свой народ, свою страну, нужно хоть немного гордиться их историей. А много ли именно таких страниц раскрывали нам? В степень особой заслуги возводилась «народная война» под водительством Пугачева. Но сколько ни называй эту кровавую резню народной войной, суть ее не изменится. Пушкин с его записками о Пугачевском бунте доступен всем, а каждый, прочитавший их, едва ли проникнется симпатией к «герою», вешавшему женщин и детей и сдиравшему с живых кожу.

Читатель, проявивший больший интерес к этой странице истории, найдет мостики, переброшенные от Пугачева и к ставленнице польских и французских политиков так называемой княжне Таракановой... Вот такая получается народная война. Едва ли нормальный человек сможет гордиться таким прошлым, своей сопричастностью с ним.

Да зачем уходить так далеко? Обратим свой взгляд к гражданской войне и тоже найдем множество несуразностей, искусственное, топорное формирование образов врагов и героев, где однако все далеко не так однозначно. А более поздние времена, период коллективизации и индустриализации, борьбы с так называемыми вредителями. Как искаженно, необъективно, в угоду определенным политическим требованиям трактовались многие события, за которыми — судьбы тысяч, миллионов людей.

Несть числа подобным примерам. А ведь и тогда, в те времена люди это видели, чувствовали, понимали. Несколько поколений формировалось при наличии «двойной» истории, которая едва ли могла вызвать у них уважение, гордость. Но ведь есть в истории Украины немалое количество по-настоящему славных, героических страниц, окрашенных к тому же неподдельной романтикой, которые заслуживают и уважения, и восхищения. Да взять хотя бы только запорожское казачество, легендарную Сичь. Никакое освоение дикого Запада в Америке, на материалах которого создано бесчисленное множество приключенческих фильмов, вестернов, не может идти в сравнение. Уже хотя бы потому, что там шла колонизация, а здесь — защита своей земли, своего народа от вторжений поработителей.

Знаменательно, что кинематографисты США, располагающие огромной массой приключенческого материала из истории своей страны, не преминули возможности экранизировать гоголевского «Тараса Бульбу». Правда, с нашей точки зрения, фильм с известным Юлом Бриннером в заглавной роли получился немного комичным — уж слишком ассоциировался в нашем сознании этот актер с героем «Великолепной семерки». Да и весь антураж выглядел по меньшей мере опереточно. Но факт остается фактом. А у нас — руки не дошли?

В течение длительного времени запорожское казачество находилось если не под полным замалчиванием, то во всяком случае отображалось в очень искаженном виде, поскольку не укладывалось в ту или иную концепцию — великодержавную либо «научную» более современных трактователей истории. Теперь это позади. Теперь, казалось бы, на полную силу воскрешай традиции, воспевай совершенно уникальную историю казачьего народного демократического государства. Но...

Запорожские «вестерны» нам не угрожают. Если какой-то спонсор и рискнет вложить средства в производство историко-приключенческого фильма, более чем кассового по старым меркам, его все равно мало кто увидит — люди перестали ходить в кинотеатры из-за чрезвычайной дороговизны. Смотрят только в телевизор. А там — опять же — зарубежные детективы, мордобои, ужасы.

Да и с книгоизданием не легче. Выпустить в свет книгу с уверенностью может лишь тот, кто сам оплатит многомиллионные расходы. А таковых среди писателей, увы, практически нет. Вот и зачитывается молодежь анжеликами, марианнами и прочей духовной макулатурой, которой ее щедро снабжает рынок.

Теряя свои духовные корни, мы привыкаем механически потреблять так называемую рыночную пищу во всех ее проявлениях, не только духовных. Например, возник жупел среднего класса собственников — подхватили его как знамя, не вникая в суть, не примеряя к рамкам наших реальных условий. Не так ли в свое время идея превращения аборигенов колонизируемых земель в христиан выдавалась за единственный и вполне достаточный путь к их цивилизации? И конкистадоры убивали, сжигали индейцев майя или инков — во имя их блага...

У нас запустили идею спасения экономики акционированием — давай поголовное акционирование, как некогда коллективизацию. Но создаст ли оно вожделенный класс собственников? Весьма проблематично. Каждому ведь понятно, что, приобретая акции того или иного предприятия, человек становится таким же его собственником, как другой, вложивший деньги в коммерческий банк в надежде получать дивиденды, становится собственником этого банка.

Да, жизнь доказала, что фермерские хозяйства сельхозпроизводителей добиваются значительно более высокой эффективности, чем колхозы и совхозы. Но сколько времени они к этому шли! И сейчас нам усматривать панацею в массовом скоропалительном создании класса фермеров по крайней мере легкомысленно. Нет для этого ни материальных условий, ни организационной структуры, ни моральной готовности населения.

Чтобы избежать нелепого шараханья из стороны в сторону, нам прежде всего необходимо снова стать самими собой, научиться уважать самих себя, следовать завету великого Кобзаря: «I чужого научайтесь, i свого не цурайтесь». Нужно воспитывать в себе доброжелательное, но все же критическое отношение ко всем веяниям зарубежной моды, в чем бы она ни проявлялась. Тогда образуется способность, отсеивая шелуху, потреблять все истинно полезное.

Повторяем: от модных муссонов не изолироваться в своем доме, как от эпидемии гриппа. Но любая болезнь почтительно отступает, столкнувшись с закаленным организмом. Наша закалка — в восстановлении утраченного самоуважения — к себе, к своему народу, к своему прошлому. Вот и спросим друг друга, прежде чем воспевать очередное модное веяние: ты себя уважаешь?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме