«Тупик Нейгауза»

21 апреля, 2006, 00:00 Распечатать

…Если вам посчастливится, блуждая по старинным улочкам Кировограда, набрести на исторический дом, где много лет назад жил мальчик Гарри Нейгауз, вы рискуете упереться в тупик...

Генрих Нейгауз
Генрих Нейгауз

…Если вам посчастливится, блуждая по старинным улочкам Кировограда, набрести на исторический дом, где много лет назад жил мальчик Гарри Нейгауз, вы рискуете упереться в тупик.

— Когда в 1965 году сюда приехал с концертом всемирно известный музыкант Святослав Рихтер, — рассказывает директор Мемориального музея Генриха Нейгауза Татьяна Фурлет, — он сказал, что пока в городе будет существовать «тупик Нейгауза», он в Кировоград больше не приедет. Однако в 1988 году, на 100-летие своего учителя, когда в городе открылся музей Генриха Густавовича, Рихтер все-таки приехал. Маэстро посетил наш музей, где ныне находится его подарок — известная книга Г.Нейгауза «Об искусстве фортепианной игры», изданная на французском языке. А улицы, названной именем нашего знаменитого земляка, в городе по-прежнему нет…

«Тупиковая» ситуация с наследием музыканта связана не только со старинной кировоградской улочкой: музей выдающегося пианиста, отмечающий этой весной свое 25-летие, рискует в прямом смысле слова «упасть на головы» посетителей. Потолок здания авторской лепки известного архитектора Якова Паученко катастрофически разрушается.

Музей размещен в двух залах Кировоградской детской музыкальной школы №1 им. Г.Нейгауза. Основной контингент посетителей — школьники и студенты (благо вход совершенно бесплатный). Однако соответствующие службы города перспектива обрушения многокиллограмовой лепнины почему-то не волнует.

По инициативе музея в Кировограде ежегодно проводится фестиваль пианистов «Нейгаузовские музыкальные встречи», по традиции приуроченный ко дню рождения знаменитого земляка. Каждой весной сюда приезжают известные музыканты, хотя судьба фестиваля постоянно висит на волоске. Кроме инициативной группы, к которой в последние годы присоединились музучилище и фортепианная ассоциация педагогов области, судьбой этого начинания мало кто озабочен.

Последняя надежда отремонтировать музей — 120-летие со дня рождения Генриха Нейгауза, которое будет отмечаться в 2008 году. На него собираются приехать известные ученики и потомки музыканта.

Елисаветград времен Г.Нейгауза
Елисаветград времен Г.Нейгауза

В круговерти гражданской войны

Юному Гарри (как ласково звали Нейгауза друзья) довелось жить в захватывающее время.

Родители много тратили на путешествия любимых детей — они часто бывали в Германии, Италии и Австрии. Кстати, Густав Вильгельмович Нейгауз и Ольга Михайловна (урожденная Блуменфельд, из семьи музыкантов) прожили в браке ни мало ни много 60 лет!

Первым учителем музыки брата и сестры Нейгауз был их отец, окончивший Кельнскую консерваторию. Уникальный диплом об окончании Густавом Вильгельмовичем этого учебного заведения хранится в экспозиции музея. Здесь же размещены материалы о дебюте молодого Генриха на Вестфальском музыкальном фестивале в Дортмунде в 1904 году, о его выступлениях в Бонне, Кельне, Берлине и других городах Европы. Есть редчайшие документы и фотографии периода учебы Генриха и Наталии Нейгауз у знаменитого Леопольда Годовского в Берлине.

Генриху удалось взять только десять уроков у мэтра, но спустя несколько лет ему посчастливилось поступить в «Майстершуле» при Венской академии музыки, которой руководил Л.Годовский. В 1914 году Генрих заканчивает ее, получив высшую награду, а спустя год сдает экстерном все экзамены в Петербургской консерватории. Диплом и звание «свободного художника» дали ему право на концертную и преподавательскую деятельность.

После такого многообещающего старта перед молодым человеком открывались фантастические перспективы. Но события 1917 года перевернули жизнь музыканта…

Проработав около двух лет в будущей Тифлисской консерватории, называвшейся тогда музучилищем, Генрих в 1918 году возвращается в Елисаветград. К тому времени он уже успел выступить с концертом в Киевской консерватории и был приглашен туда на преподавательскую работу. Дав согласие, Генрих легкомысленно выехал к родителям и смог вернуться в Киев только… спустя год! Бушевавшая в Украине гражданская война спутала все планы.

Долгое время «парадно-глянцевый» портрет Генриха Нейгауза — народного артиста РСФСР, доктора искусствоведения, заслуженного деятеля искусств, профессора Московской консерватории — затенял воистину трагическую судьбу музыканта.

— Приезжавшая в Кировоград дочь Нейгауза, Милица Генриховна, откровенно рассказала о драматических событиях в жизни отца в разные годы, в том числе и о заключении на Лубянке, — комментирует Татьяна Фурлет. — Многое поведала и жена его младшего сына Станислава, Галина Нейгауз…

Опубликованные в наши дни в Польше письма Кароля Шимановского под редакцией Тересы Хылиньской перевернули представления о Генрихе Нейгаузе и других представителях культуры того времени как о деятелях советского искусства, разделяющих идеалы революции. Семьи Шимановских, Нейгаузов, Блуменфельдов, Коханьских, Сувчинских и многих других боялись новой власти, несмотря на ее несомненный интерес к музыке. Они были в шоке от красного террора, от ощущения полного бесправия.

О жизни молодых музыкантов в революционном Елисаветграде рассказывает письмо кузена Генриха Нейгауза Кароля Шимановского семье Коханьских в Киев от 29.6.—12.7.1919 года:

«Мы существуем только благодаря тому, что я служу теперь в местном комиссариате Народного образования, неплохо зарабатываю, и это нас спасает от различных осложнений. Мы с Гариком и другими даем концерты и даже вроде собираемся открывать школу. Меня тянут в Одессу на такую же должность, я, однако, ехать не решаюсь — уж лучше тут со своими горе мыкать.

О композиторском труде и речи быть не может. До четырех часов вечера сижу у себя в комиссариате, и кроме того масса обязанностей. Иногда чувствую себя страшно усталым…»

Об атмосфере, царившей в уездном городе, писал и сам Генрих Нейгауз:

«В Елисаветграде, после ухода австрийцев и поражения петлюровцев (мы все эти прелести испытали, даже краткую махновскую интермедию, даже погромы григорьевских банд), когда окончательно победили большевики, мы с Карлом Шимановским, скрипачом Липянским, композитором В.Дешевовым и вскоре умершим скрипачом Б.Гайсинским образовали — по распоряжению правительства — МУЗО при местном Наробразе. Вначале деятельность наша была неуверенно-неопределенная, слишком все было ново и необычно, со временем же мы сосредоточились на устройстве концертов собственными силами… Концерты, устраивавшиеся нами в большом красивом зале бывшей женской гимназии, имели такой успех, что местные остряки говорили, будто на них появляются даже расстрелянные. Елисаветград никогда еще не переживал такого «расцвета» музыкальной жизни, как в это лето 1919 года» ... (Г.Нейгауз, Размышления, воспоминания, дневники.)

В Киев, в столицу муз!

Жизнь и творчество талантливого пианиста тесно связаны не только с его «малой родиной», но и в целом с Украиной, Киевом, который в то время был одной из музыкальных столиц Европы. Расцвету киевского музыкального мира способствовали трагические события тех лет: экономические невзгоды и неопределенное будущее вынуждали людей покидать родные места.

Киев стал убежищем для многих представителей московской и петроградской творческой интеллигенции — актеров, музыкантов, литераторов. Одни устремились в южную столицу с надеждой на последующий отъезд на Запад, другие искали в Киеве возможность пережить временную разруху, голод и холод.

С открытием в Киеве в 1913 году консерватории сюда приехали многие талантливые исполнители и педагоги: пианист Григорий Беклемишев, Рейнгольд Глиэр, Юзеф Турчиньский, позже — певцы Леонид Собинов, Александр Мозжухин, Нина Кошиц, пианисты Александр Дубянский, Готфрид Мелах, Болеслав Яворский, музыковед, редактор петербургских журналов «Музыкальный современник» и «Мелос» Петр Сувчинский.

Приезда Генриха Нейгауза в Киев ждали его дядя, известный пианист Феликс Блуменфельд и давнишний друг, музыкант Павел Коханьский. Здесь же, в Киеве, молодой Нейгауз встретился с двумя людьми, сыгравшими в его жизни большую роль: первой женой Зинаидой и задушевным другом Борисом Пастернаком. Парадоксально, но именно близкий друг через много лет станет причиной разрыва Генриха с женой. Несмотря на это, их дружба продлилась до конца жизни.

Приезжала семья Нейгауза в Украину и спустя годы. Вот как описала путешествие в Ирпень в своих воспоминаниях Зинаида Пастернак:

«За две недели я собралась, и с двумя детьми (Адику было четыре года, Стасику — три года), с нянькой и горшками мы тронулись в путь. Вместе с нами выехали в Ирпень Асмусы. Записаны были адреса всех дач, кроме нашей, и мы долго кружили вокруг нее на подводе. Генрих Густавович сердился. Как всегда, пришлось искать в Киеве рояль для Генриха Густавовича и перевозить его на подводе в Ирпень. ...Вечерами собирались и слушали музыку. Борис Леонидович просто обожал игру Генриха Густавовича, а Нейгауз был влюблен в его стихи и часто читал мне их вслух наизусть, пытаясь приобщить меня к ним. Однажды он выступал в Киеве, играл ми-минорный концерт Шопена для фортепиано с оркестром. Надвигалась гроза, сверкали молнии. Концерт был назначен в городском саду под открытым небом, и мы волновались, не разбежится ли публика, но дождь хлынул после его исполнения. Посвященное Нейгаузу стихотворение Бориса Леонидовича «Баллада» навеяно этим концертом»…

Железные жернова революционного, а позже — сталинского террора безжалостно расправлялись с одаренными людьми того времени. Дубянский покончил с собой в Киеве в 1920 году. Выехал на родину родственник Нейгауза, композитор Кароль Шимановский.

Вот что писал Шимановскому сам Генрих в письме от 1.11.1919 года:

«Узнал о Вашем окончательном намерении выехать в Варшаву. Несмотря на то, что я это поддерживаю, однако мне очень стало грустно, ведь черт знает, когда мы теперь увидимся. Я же решительно должен остаться в Киеве, определился уже как профессор консерватории и имею класс из 12 учеников. Скоро начну концертировать. Грустно мне, жизни нет, настроение то понурое, то нервное и паническое, с деньгами плохо, страшная дороговизна… Моей мечтой с многих точек зрения было бы, разумеется, ехать с Вами в Варшаву, но сознание того, что я буду оторван, возможно на долгие годы, от родителей и некоторых других людей, заставляет меня остаться в Киеве…»

Для потомков…

— Долгое время скрывали, что наш земляк Генрих Нейгауз в 1942 году был арестован и восемь месяцев просидел на Лубянке, — рассказывает Татьяна Фурлет. — Он был немцем и не эвакуировался, вот его и арестовали по подозрению, что он — немецкий шпион. Его выслали и высадили с поезда в Свердловске. Друзья и ученики смогли отстоять его…

Именно поэтому, возможно, Нейгауз так близко сошелся со своим учеником Святославом Рихтером, тоже выходцем из Украины: он родился в 1915 году в Житомире в семье обрусевшего немца-органиста. В 1941 году, в Одессе, сталинские приспешники убили отца Святослава Рихтера, Теофила, только за то, что он немец.

Все в жизни Генриха Нейгауза связано с Украиной: его вторая жена, Милица Сергеевна (из старинной династии купцов Прохоровых) тоже родом из Елисаветграда. Они были знакомы еще в юности, потом пианист уехал в Киев, а девушка — в Крым. Через много лет они встретились в Москве и соединили свои судьбы.

Дочь Г.Нейгауза от этого брака, Милица Генриховна — частый гость в Кировограде. Она живет вместе с сыном, невесткой и четырьмя внуками в квартире Нейгауза в Москве. Лишь в конце жизни Генриху Густавовичу дали маленькую двухкомнатную квартирку на Комсомольском проспекте.

О том, что известному пианисту жилось нелегко, говорит сама Милица Генриховна: «На нем был груз ответственности. Я помню, как однажды он подсчитал, что у него 11 иждивенцев. Надо было зарабатывать деньги. А жизнь была трудная, особенно до войны»...

Фестивали имени Нейгауза, по словам Милицы Генриховны, ныне проводятся в России, в Саратове — регулярно раз в два года, а также в Грузии, в Телави: фестиваль проходил там пять раз до того, как Грузия стала независимой, теперь организовать его очень трудно. Но фестивали в Кировограде — особая традиция, ведь это родной город маэстро…

Огромную поддержку в увековечении памяти выдающегося пианиста оказывают его ученики, которые передали много материалов в Кировоградский Мемориальный музей Г.Нейгауза, когда отмечалось 100-летие со дня его рождения.

Среди великих учеников Г.Нейгауза — Э.Гилельс, С.Рихтер, Я.Зак, которые не забывали своего учителя и после его смерти. Как писала ученица Нейгауза профессор В.Горностаева, они всегда собирались в квартире С.Рихтера 12 апреля — в день рождения Генриха Густавовича, слушали записи в его исполнении. На рояле стояли цветы и фотографии учителя…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно