Триумф и забвение буковинского Карузо

9 октября, 2009, 13:00 Распечатать

В этом году исполнилось 105 лет со дня рождения Йозефа Шмидта. Столетие отмечалось в Берлине, Вене и в Черновцах...

В этом году исполнилось 105 лет со дня рождения Йозефа Шмидта. Столетие отмечалось в Берлине, Вене и в Черновцах. Какой стране принадлежит этот гениальный певец? Спорный вопрос. Украина, Австрия, Германия, Румыния могут считать его «своим». Сам он считал себя человеком мира и пел для всех. Музыка не имеет границ. Его репертуар огромен: от Монтеверди до Рихарда Штрауса. Й.Шмидт пел главные партии в немецких, итальянских, французских, чешских, венгерских и русских операх. Но… парадоксальная ситуация — несмотря на существование на современных носителях около 200 записанных им фонограмм замечательного качества, художественных и документальных фильмов, трех книг о певце, многочисленных публикаций в Интернете, на территории бывшего Союза о Й.Шмидте не знают за редким исключением, даже профессионалы, не говоря уже о любителях музыки и рядовых слушателях. Его имени нет во многих музыкальных энциклопедиях. Он мало известен за рубежом, в том числе в Австрии и Германии.

Однако этот певец, вероятно, самый великий лирико-драматический тенор мира… Так считают профессионалы, которые познакомились с творчеством певца на моих аудио-, видеопрограммах цикла «Возвращение Йозефа Шмидта». Понять и объяснить эту ситуацию невозможно. Неужели так коротка и неблагодарна человеческая память!?

Вот отзывы музыкантов, открывших для себя этого певца.

«Меня «встреча» с Й.Шмидтом совершенно потрясла. Его искусство пения выходит за границы всех моих представлений о вокале. Он не сравним ни с кем. Он настолько больше, что не стоит заниматься сравнениями. Он стоит на другом постаменте и ни с кем не состязается. В нем масса доброты и душевной теплоты, он не самоутверждается, а просто, как соловей, делает свое дело».Композитор, дирижер, лютнист Шандор Каллош (г. Москва, Центральный дом художника, фестиваль «М@NARCHIA», 9 марта 2007 г.).

«Спасибо за прекрасные минуты звучания восхитительного голоса Й. Шмидта, которого я слышу впервые. С восторгом говорю — божественный голос, удивительная манера пения, бесподобный летящий звук, уносящий в бескрайний полет чувств, эмоций, переживаний и восхищения от сознания, что этот певец оставил миру частицу своего творчества. Это великое культурное достояние...». Заслуженный работник культуры РФ С.А. Чепурнова (г. Москва, Культурный центр Украины, май 2007 г.).

«Открытие в мире вокального искусства Й.Шмидта равноценно появлению во Вселенной новой звезды. Переоценить значимость этого события так же невозможно, как и преувеличить все достоинства уникального, на мой взгляд, певца — обладателя изумительного тембра, которому подвластно все! Тончайшая нюансировка, широкая кантилена, свобода звукоизвлечения и очень ровное голосоведение, безграничное дыхание и совершенное владение всеми видами вокальной техники, лиризм и драматизм, полетность и глубина голоса — вот те качества, которые дают возможность певцу исполнять практически любой репертуар... Поражает и доставляет огромное эстетическое удовольствие так называемое однорегистровое пение, ровное, без слышимых переходов от грудного к головному звучанию». Зав. кафедрой академического пения Львовской музыкальной академии им. Н.Лысенко, нар. арт. Украины, профессор Игнатенко Владимир Дмитриевич (Ворзель, Международный конкурс «Искусство ХХI века», октябрь 2006 г.).

Йозеф Шмидт родился в Северной Буковине в селе Давыдовка Сторожинецкого района Черновицкой области в 1904 г. (тогда Австро-Венгрия, с 1918 г. — Румыния). В 1940 г. эта область вошла в состав Советского Союза. Музыкальное образование Йозеф получил в Черновцах, куда семья переехала в 1914 г. Он учился игре на скрипке и фортепиано, с 12 лет пел в хоре главной реформистской синагоги. После завершения мутации голоса занимался вокалом у лучшего педагога города Ф.Лерхенфельд-Гржимали, а затем два года — в Берлинской академии музыки у знаменитого Германа Вайссенборна.

Йозеф Шмидт обладал голосом редкой красоты, правильно поставленным самой природой. Его красивый, теплый и яркий тенор с баритональной окраской проникал прямо в душу. Известный музыковед Юрген Кестинг (Германия) в своей книге «Великие певцы» пишет о Й.Шмидте «Он пел почти с болезненной страстью, и в самые великие моменты своего творчества достигал высокого трагизма, когда в звучании его голоса ощущалось соприкосновение с несчастьями и смертью».

В середине 30-х годов Йозеф Шмидт дал огромное количество концертов в разных городах Европы (Вена, Зальцбург, Франкфурт-на-Майне, Лондон, Париж, Страсбург, Лилль, Амстердам, Роттердам, Брюссель, Антверпен, Варшава, Краков, Вильнюс, Львов, Каунас, Рига, Будапешт, Бухарест, Яссы, Кишинев, Черновцы, Прага, София, Хайфа, Тель-Авив, Иерусалим и др.).

В 1937 г. дважды посетил с концертами США (5 концертов в Карнеги-холле, концерты в штатах Огайо, Пенсильвания, Колорадо, Северная и Южная Дакота, Алабама, Техас и Флорида). Он также побывал в Мексике и на Кубе. Везде ошеломляющий успех.

После прихода к власти фашистов Й.Шмидту, как еврею, запрещают работать в Германии, и он переезжает в Вену. В Австрии певец прожил пять лет. В начале 1938 г. по совету своего импресарио перебирается в Брюссель, где сбывается его мечта — петь на сцене. Его приглашают солистом в Брюссельскую Королевскую оперу. Ранее из-за маленького роста (154 см) ему везде отказывали, но теперь он так знаменит, что публика желает слушать и видеть его на оперной сцене. К сожалению, работа в театре была недолгой. Началась война. Й.Шмидт перебирается на юг Франции, который не был занят германскими войсками. Документы румынского подданного вскоре становятся недействительными, и ему предписано поселиться в городке Ла-Бурбуль, где он будет находиться под полицейским надзором как беженец. Каждые 48 часов необходимо отмечаться в полиции. Все его счета заблокированы. Помогают друзья и поклонники. Иногда удается устраивать домашние концерты и заработать небольшие деньги. Ряд роковых обстоятельств не позволяет ему уехать в США или на Кубу.

Последний свой концерт в пользу беженцев, таких же как и он сам, Й.Шмидт дает в Монт-Доре в августе 1942 г. Это было время, когда правительство Виши по требованию германских властей начало выдавать евреев. Дальнейшее пребывание во Франции становится опасным, и Й.Шмидт принимает решение бежать в Швейцарию. С риском для жизни он с группой беженцев добирается до погранзаставы. Но их не пропускают. Тогда он переходит границу нелегально. Измученный скитаниями и совершенно больной Й. Шмидт добирается до Цюриха, где вскоре его арестовывают и отправляют в лагерь для интернированных в местечке Гиренбад. Не получив должной медицинской помощи, Й. Шмидт умирает от сердечного приступа 16 ноября 1942 г.

На следующий день приходит приглашение на работу из Цюрихской оперы, что давало право легализации. Но великого певца уже не было. Его похоронили на еврейском кладбище во Фризенберге, под Цюрихом. А после войны Шмидта забыли, почти забыли.

Многие записи певца и некоторые фильмы с его участием были уничтожены нацистами. Но сохранилось более 200 фонограмм и шесть художественных фильмов с Й.Шмидтом в главных ролях.

Искусство Йозефа Шмидта как явление выходит за рамки вокального искусства. Его музыкальность, фантастическая техника, голос, играющий разнообразными красками и оттенками, легко переходящий из одного регистра в другой, тонкое чувство стиля и характера исполняемого произведения, изумительная дикция, артистическое отношение к слову, глубочайшее постижение замысла композитора — высочайший пример исполнительского искусства, которое следует знать и изучать. Музыканты, слушавшие эти программы, говорили, что Й.Шмидта надо слушать всем, кто играет. Умение вести линию, строить фразу, находить нужный звук — все это составляет язык Музыки. Творчество Й.Шмидта ждет своих исследователей. Это неоценимое пособие в воспитании будущих музыкантов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно