ТОЧКА КИПЕНИЯ «ЧАЙНИКА»

17 ноября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №45, 17 ноября-24 ноября

— Штирлиц, где это вы научились так хорошо водить машину? — В ДОСААФ, — ответил Штирлиц и тут же подумал: «А не сболтнул ли я чего лишнего?» ...Давно уже никто не удивляется людям, умеющим писать и читать...

— Штирлиц, где это вы научились так хорошо водить машину?

— В ДОСААФ, — ответил Штирлиц и тут же подумал: «А не сболтнул ли я чего лишнего?»

...Давно уже никто не удивляется людям, умеющим писать и читать. Мы с легкостью общаемся с холодильником, пылесосом и телефоном, а многие — худо-бедно — и с компьютером. Почему же в таком случае человек, желающий научиться водить автомашину, вызывает у большинства окружающих нездоровые эмоции? От «ишь, денег некуда девать» до «с ума сошел, делать тебе нечего!»

Почву для подобных реакций долго подготавливали мы сами. Во-первых, дает о себе знать искусственно созданная за прошедшие семьдесят с хвостиком лет «избранность» автолюбителей. Ведь в цивилизованных странах машина является рабочим инструментом, а то и вовсе бытовой техникой, как какой-нибудь холодильник. В Стокгольме, например, 54% водителей — женщины. Они на своих машинах ездят в магазин. Или сидят за рулем, пока муж на заднем сиденье вкалывает на благо семьи с мобильным телефоном в одной руке и ноутбуком в другой.

Слов нет, нынче недешево иметь машину. Особенно если цены и качество оставляют желать лучшего... Но тем не менее учатся вождению чаще всего не по личной прихоти. Нередко «права» бывают очень веским аргументом в пользу владельца при конкурсном приеме на работу; порой у молодой мамы появляется необходимость возить ребенка в особый детский садик на другой конец города; а иногда машина сваливается на кого-то в качестве подарка или наследства... Во всяком случае, вовсе не значит, что у всех многочисленных курсантов автошкол денег куры не клюют и при этом прорва свободного времени. Просто автомобиль действительно сегодня становится именно не столько роскошью, сколько средством передвижения. А то и получения средств к существованию.

Однако задача у решившегося постигнуть премудрости автодела весьма нелегкая. И движение в больших городах напряженное во всех отношениях, и экзамены в ГАИ сдать ой как непросто, а при этом еще нужно и средства немалые изыскать... Но тем не менее приходится решаться и делать первый шаг навстречу собственным «правам».

Автошколу лучше выбирать такую, где вам предложат гарантированные 28 часов практического вождения (причем стоимость этих часов должна входить в сумму оплаты обучения!). Это — минимум- миниморум. Там, где обещают обучить вас за две недели, скорее всего читают только теорию. Порой это делают очень качественно, но вам на экзамене ведь еще и ездить придется, верно? Хорошо, если прямо при школе есть автотренажеры и пособия, а также фотограф и медкомиссия.

Главным лицом на время вашего обучения для вас становится инструктор по вождению. Увы, порой бывает так, что ученикам, а чаще ученицам, приходится потрудиться, чтобы понять своего учителя: слов из его лексикона нет ни в одном словаре, поскольку практически все они непечатные. Но ваша задача — получить прочные практические навыки. И поэтому просто необходимо наладить успешное общение с инструктором. А чтобы этого достичь, неплохо прежде покопаться в самом себе.

Он сказал — «поехали!»

Дама резко тормозит перед зданием автошколы:

— Эй, срочно дайте мне другого инструктора! У того слабака, что я привезла, инфаркт!

Обучаемых можно приблизительно разделить на два типа: аналитический и эмоциональный. Аналитики прежде всего ищут ответ, почему машина едет, и только потом — как и куда. (Я имею в виду тех, кто начинает обучение с абсолютного нуля). Для личности с аналитическим складом ума важна суть предмета. Среднестатистическому инструктору это довольно трудно понять. Один из учеников такого типа как-то сказал: «Мне нужно сперва разобраться, что тут к чему. А инструктор чуть ли не на первом занятии говорит: «Поехали!» С трудом объяснил, что еще не могу...». Такому ученику требуется, если хотите, побыть с машиной наедине. Понять ее принцип действия. Окрики типа «Я сказал, резко не тормози!» только мешают. Что и как нужно делать, чтобы резко не тормозилось?! К сожалению, автошкола слишком часто не гарантирует ученику такого типа нужных ему знаний, и тогда он учится самостоятельно. Но самостоятельно сдавать экзамен в ГАИ практически безнадежно: группой от автошколы куда проще и легче. В итоге после нескольких неудачных попыток человек аналитического склада приходит к неожиданному выводу: чем снова даром тратить время, проще права купить... Если аналитический тип попадает на понимающего инструктора — альянс ученик—инструктор—автомобиль вполне может состояться. Увы, это бывает не всегда. Во всяком случае, не стесняйтесь задавать вопросы и высказывать свои проблемы: как говорится, «за что уплачено — должно быть съедено».

Для обучаемых эмоционального типа обязательным условием успеха является чувство уверенности в себе за рулем. Поначалу это чувство обеспечивает инструктор: «Аккуратнее, у меня двое детей!». «Ну и что? — думает такой ученик. — Пугает, а сам в нужный момент на педальку-то и нажмет...». Однако при езде без «моральной поддержки» эмоциональный тип чаще всего соответствует известному: «в глазах смерть, на спидометре тридцать». И когда инструктор в целях скорейшего обучения кладет ноги на приборную панель и притворяется спящим, ученика эмоционального типа может буквально сковать страхом. Но среднему инструктору опять же подобные ощущения непонятны: он давно забыл, как можно бояться машины...

В автошколу обучаемых второго типа влечет, кроме поддержки профессионала, еще и своеобразное «чувство локтя». Они и помыслить не могут сдавать экзамен в одиночку! Однако получив вожделенные права, они сталкиваются с тем, что больше за них никто руль поворачивать не будет, а то и вообще придется, страшно сказать, ехать в машине одному (чуть не сказал — «без водителя»). Представителю эмоционального типа лучше всего начинать самостоятельную езду с супругом (супругой), другом (подругой) или родственником — любой воды на киселе, но обязательно с крепкими нервами...

«Война — фигня, главное — маневры!»

Инспектор ГИБДД — сдающему экзамен по вождению:

— Выходите из машины! Экзамен не сдан!

— Но почему? Я же еще не успел тронуться!

— Вы бы и не смогли! Вы сели на заднее сиденье...

...Однако зачастую учеников и того, и другого типа во время обучения занимает вовсе не проблема будущей самостоятельной езды, а предстоящий экзамен в ГИБДД. Порой это препятствие кажется им непреодолимым, и они (не сглазить бы!) просто не осмеливаются думать о том, что будут делать после него. А зря! Испытание это, конечно, нелегкое, но тем не менее и из него можно выйти с честью.

Отвечая на теоретические вопросы, не спешите. Времени вам дается более чем достаточно. А воображаемый «будильник над ухом», который тут же включается у иных, когда они находятся в ситуации ограниченного времени, мешает вполне реально. Поэтому не торопитесь нажимать кнопки, не удостоверясь, что правильно поняли вопрос. Подвох теоретического экзамена в том, что в билеты умышленно заложены различные каверзы: это своего рода «тест на помехоустойчивость». Будьте внимательны! И последнее: идя на экзамен по теории, подробно изучите и разберите все билеты, а также сами Правила движения. Не стоит пренебрегать этим простым способом.

Следующий этап — вождение. Постарайтесь получить как можно больше информации об автомобиле, на котором вам предстоит «откатать программу»: легкая ли педаль сцепления, четко ли включаются передачи... Попробуйте разузнать также, каков экзаменатор: он живой человек и не может быть абсолютно беспристрастен. Одному нравится, когда сдающий комментирует все свои действия, а другому — когда молча таращится на дорогу...

Для тех, кто от волнения все путает и забывает: возьмите и представьте, что вы уверены в себе! Начать лучше непосредственно перед решающей поездкой. Условия: на ближайшие 15—20 минут водительское место для вас — рабочее. Приготовьте его так, чтобы вам было удобно. Установите сиденье. Пристегните ремень. Не стесняйтесь регулировать зеркала. «Окапывайтесь» до тех пор, пока не угнездитесь окончательно, и лишь после этого сообщите о готовности к поездке.

Во время экзамена не стоит поражать инспектора лихими разворотами и удалыми разгонами. Ни один экзаменатор не ждет, что после автошколы вы поедете, как гонщик Формулы-1. Для инспектора важнее то, насколько адекватно вы оцениваете дорожную обстановку. Поэтому могут попросить повернуть, куда нельзя, остановиться, где запрещено, проехать под «кирпич» и тому подобное. Будьте бдительны! И предельно корректны: не стоит изумляться вслух «безграмотности» вашего экзаменатора. Извинитесь и откажитесь от провокационного маневра, не забыв предложить альтернативный путь: проехать немного вперед, встать во дворе, объехать по соседней улице... Лишь бы это было не запрещено правилами!

Учтите также и то, что любой, даже самый доброжелательный инспектор ГИБДД бессознательно стремится к тому, чтобы в городе было как можно меньше водителей. Ибо каждый водитель теоретически добавляет ему, инспектору, работы... Поэтому помните: на экзамене инспектор — в какой- то мере ваш противник. А ваша задача — убедить его в том, что именно из-за вашей езды у него не будет лишний раз болеть голова!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно