«То, что тяжело объяснить», или Феномен лидерства глазами ребенка…

Поделиться
Сегодня о лидерстве говорят все кому не лень — от психологов до крупных управленцев. Все учат лиде...

Сегодня о лидерстве говорят все кому не лень — от психологов до крупных управленцев. Все учат лидерскому «кличу» и до хрипоты спорят над тем, какие именно элементы внутренней «архитектуры» человека способны стать фундаментом для возведения лидерских чертогов. На сегодняшний день резонанс, создаваемый повышенным вниманием к этому неоднозначному явлению, вплотную приблизился к дверям средней и старшей школы — всевозможные тренинги и курсы для лидеров в последние годы предлагают свои услуги не только взрослым, но и детям в возрасте от 11 до 16 лет. Удивительно, но двенадцатилетнего человека предлагают обучить эффективному конструктивному общению, способности проникаться интересами другого, а также умению мотивировать и воодушевлять! Подобные «предложения» в контексте работы механизмов лидерства, мягко говоря, ошеломляют. Неужели в ребенке нужно возрождать интерес к жизни? Разве ему нужна помощь в том, чтобы искренне сочувствовать и не задумываясь воодушевлять? Давайте попробуем хотя бы на десять минут забросить все инновационные системы управления коллективом в самый дальний угол и посмотрим на вопрос лидерства совсем с другой, детской стороны, в палитре которой присутствуют все краски чувственно-эмоциональной сферы, а также ценнейшая способность доверять и помогать, потому что лидер сегодня — это в первую очередь добровольно взятая на себя ответственность.

Удивительно, но в нашем рационально мыслящем обществе способность находить подход к любому человеку, умение разговаривать на его языке и присматриваться к изумрудному «ландшафту» его внутреннего мира является одним из важнейших качеств каждого претендующего на роль лидера человека. Будущее за тем, кто способен решить дюжину головоломок сразу, притом часть из них связана не с тактическими планами и стратегическим мышлением, а с такими «наивными» понятиями, каковыми сегодня являются уважение, честность и благородство. Пока что на лидерских тренингах эти слова стесняются говорить открыто, предпочитая замещать их «навыками саморегуляции», «конструктивным общением» и «развитием волевых качеств». Вообще, на подобных курсах делают ставку на пробуждении фактора уверенности в себе, сопровождая это лозунгом «Не пробуй делать, а делай!» и утверждая, что лидерству можно и нужно учиться. И этот клич выглядит заманчиво не только для большинства детей подросткового возраста, в котором хочется максимально проявлять свое независимое «я», но даже для людей старшего поколения, которые охотно верят в то, что лидерские качества можно успешно культивировать даже в зрелом возрасте. В современном обществе, как метко заметила одна моя знакомая, желающих стать лидерами больше, чем тех, кто готов им себя препоручить. Настоящее лидерство — редчайший дар. Как нельзя вырастить могучий дуб в пустыне, точно также нельзя искусственно взрастить и лидерские качества. Единственное, чем могут помочь озвученные выше тренинги и курсы — дооформить уже присутствующие в человеке лидерские задатки. Для детей в возрасте от 11 до 16 лет это предлагают делать посредством игровых занятий, обучения методам управления своим внутренним состоянием, при помощи тренингов по разрешению командных задач различной сложности, через развитие волевых качеств, устойчивости к различным кризисным ситуациям, с помощью анализа особенностей личности подростка и т. д. Но все это искусственные формы. Настоящий лидер всегда рождается в коллективе спонтанно и, как правило, всегда старается объединить интересы всего класса.

Задачи школьного лидера сегодня многократно усложнились, но этот образ продолжает переживать почти овидиевские метаморфозы. Вы знаете, что витает в воздухе школьных коридоров? Понимание важности взаимоотношений, неприятие бутафорских и показных чувств, острое желание довериться кому-то, граничащее с потребностью иметь твердую уверенность в том, что тебя не подведут. Оказывается, на своего лидера современные школьники смотрят как на связующее и организующее звено, наделяют его очень высокой степенью доверия, хотя и редко озвучивают это. Еще десять—пятнадцать лет назад лидер класса больше ассоциировался с вожаком, ведущим за собой только наиболее сильную и активную часть «стаи» (все остальные не отвергались, но были больше сами по себе). Сегодня дети переходного возраста, в котором эмоции вспыхивают как кадры старых кинолент из-за того, что взрослый мир их всерьез не воспринимает, с уверенностью говорят о том, что лидер — это душа класса, человек, способный взять на себя ответственность и помочь советом или действием. Оказывается, векторы лидерства порядочно сместились и словосочетанию «самый-самый» нет места рядом с ним. Правда, подобные откровения все еще прячутся за семью пудовыми замками, выкованными из насмешки, грубости, напускной распущенности и мнимого равнодушия, поэтому многие изменения сегодня все еще трудно «отловить». Что удивительно — все как-то четко понимают, что в современной школе уже нет места лидеру с тенью вожака.

Школьное лидерство — явление, без преувеличения, уникальное. Невероятна сама ситуация: никто ни с кем и ни о чем не договаривается, никаких сделок не заключает, но большая часть класса вдруг добровольно передает опеку над собой в руки одного человека. Причем, здесь не стоит забывать, что речь идет о ровеснике, который по большому счету не отличается ни жизненным опытом, ни глубокими и всеобъемлющими знаниями, ни положением в обществе, ни какими-то другими особенными возможностями. Получается, что факт «он такой же, как мы» не только не внушает сомнений, но является серьезным аргументом в вопросе делегирования полномочий в классе с целью создания по-настоящему сплоченной школьной семьи. С одной стороны, полномочия даются, с другой — осознаются и принимаются. И никаких тебе письменных или устных заверений! Для умудренного знаниями и отягощенного опытом человека все это звучит слишком просто, а потому малоинтересно. И вопрос «как это возможно?» в данной ситуации остается без однозначного ответа. Поэтому, чтобы понять особенности школьного лидера сегодня и максимально правдиво обрисовать его силуэт, «ЗН» решило обратиться не к бесчисленным страницам психолого-педагогической литературы, а спросить об этом у самих детей:

Света Г., 12 лет
(7-й класс школы А):

— Лидер — это человек, который заставляет себя уважать. Если у кого-то в классе проблемы, то он помогает. К его точке зрения всегда прислушиваются. Если сам лидер за что-то очень сильно переживает, то старается этого никому, никогда и ни за что не показывать. Он редко говорит, что думает на самом деле и никогда не будет делиться своими сомнениями, а станет еще напористей, чтобы доказать свою силу. Настоящим лидером не может быть человек, у которого нет уверенности в себе. Это сразу видно. Конечно, настоящий лидер должен обладать соответствующими задатками и быть рассудительным человеком. У него обязательно должно быть умение организовать класс, он должен быть властным человеком. Раньше лидерами в классе были заводилы. Сейчас класс — это как большая компания, в которой лидер тот, кто всегда найдет тему для разговора, придумает развлечение, у кого есть какие-то связи, например, дядя в кинотеатре или что-то подобное. Сегодня он больше душа компании. Но если в классе что-нибудь произошло и учительница спрашивает об этом, то лидер, конечно же, должен что-то сказать. Если он будет молча стоять и водить носком по полу, то подорвет свою репутацию.

— А если лидер плохо учится, он разве не будет терять в своем статусе?

— Я еще не понимаю, может быть, это какая-то тонкая черта психологии, но если лидер попросит меня дать списать — я ему точно дам, а если попросит двоечник — уже подумаю.

Если лидер, когда просит списать, сам себя не унижает, то он не унижается и в глазах других, а если он сам понимает, что унижается, то это увидят и другие. Но если лидер — двоечник, то он в любом случае унижается, потому что не знает того, что знают все или почти все. Я понимаю, если кто-то нашел какое-то заковыристое слово и кроме одного человека в классе его никто не знает — это одно, но если это слово знают все кроме лидера — он сам себя за это уже не так будет уважать, хотя и может отшутиться. Конечно, если лидер имеет задатки отличника, то еще больше укрепляет свое место.

— А лидером класса может быть девочка? Если да, то какой для этого она должна быть?

— У девочки-лидера больше проявляется черта властности. Это сразу видно. Если она начинает командовать, то перечить ей просто невозможно. Иногда девочки даже бывают более опасными, чем мальчики. Девочка-лидер не может быть «фифой» и не должна быть двоечницей, потому что лидером тогда она вряд ли будет. Как-то так получается, что даже если она обладает лидерскими качествами, но плохо учится, то к ней, конечно, могут прислушиваться, но вряд ли будут уважать. Девочке-лидеру могут подражать ее подружки. Изредка это приятно, но потом начинает раздражать. Сейчас никто не хочет быть похожим друг на друга. Особенно девочки. Каждой хочется быть единственной и неповторимой. Мальчик-лидер понимает свое превосходство. За ним никто никогда не повторяет прямо. У них все как-то по-другому.

Максим М., 12 лет
(7-й класс школы Б):

— В нашем классе лидера нет. Каждый сам по себе. Как в других классах — не знаю, хотя коллективы бывают разные. Есть такие, в которых все как один, а бывают и с индивидуальным характером. Какой коллектив — таким должен быть и лидер. Если коллектив активный, то лидер в нем должен быть точно таким же. Лидерство тяжело объяснить. Это что-то внутри человека. Вот бывает, что в класс только пришел новый человек, а всем уже понятно, что это лидер. И к нему хочется прислушиваться. Многое уже изначально должно быть в тебе. Лидер должен отвечать за свои слова, быть собранным и очень честным, уметь направлять коллектив, организовывать его. В нем должна быть какая-то положительная энергетика — это играет большую роль. Человек очень может подходить для роли лидера, но если в нем не будет какой-то капельки — он им не станет. Я лично побаиваюсь такой ответственности.

— А лидер должен быть отличником?

— Необязательно. Многие знаменитые в истории люди не были отличниками. Это не самое важное. Человек может плохо учиться, но это не главное, если у него добрая и чуткая душа. Еще Вальтер Скотт говорил, что лидер должен вести за собой не силой, а примером.

— Максим, а ты сам хотел бы быть лидером?

— Не очень. Я просто не такой человек.

— Как насчет девочки-лидера? Это возможно в классе?

— Я думаю, что у мальчиков лидером должен быть мальчик, потому что с мальчиками проще — у них характеры знакомые. Мальчика знаешь, а девочек не поймешь. Девочка может быть лидером только для девочек. Я не думаю, что мальчики станут ее слушать.

— Как думаешь, лидер вообще нужен?

— Думаю, что да, потому что иногда не хватает звена, которое объединяет и держит. Правда, у нас про объединение больше говорит учительница, мы сами воспринимаем это как-то вяленько.

* * *

Не правда ли, абсолютно разные и даже не знакомые между собой девочка и мальчик прекрасно дополнили друг друга, активизировав все главные точки в силуэте лидера, озвучив и его умение идти на компромисс, и необходимую инициативность, и замечательную способность говорить на языке другого, одновременно прислушиваясь к тональности всех. Они провели четкую черту и под готовностью лидера брать на себя ответственность за принятые решения, очень ярко озвучили его способность выручать и помогать, проговорили необходимость проникаться интересами другого, а также задели очень редкую психологическую черту, о которой в свое время говорила еще Маргарет Тэтчер — это умение молниеносно восстанавливать свои силы. Конечно, все эти и другие качества можно как-то «подтянуть» и даже «растянуть» на лидерских тренингах и курсах, но, как сказал Максим, если в человеке, претендующем на лидерство, не будет «какой-то капельки», он им не станет никогда. Душа коллектива — это не тактические наработки и стратегическое мышление, это нечто живое и многогранное, способное взаимодействовать с любой индивидуальностью даже за пределами себя.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме