Теория и практика бесплатных советов

25 февраля, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №7, 25 февраля-4 марта

Случаются в жизни ситуации, когда действительно необходим совет. Нет-нет, это не в том случае, когда вы собрались полежать на диване с книжкой вместо того, чтобы заниматься полезными, но малоприятными домашними делами...

Случаются в жизни ситуации, когда действительно необходим совет. Нет-нет, это не в том случае, когда вы собрались полежать на диване с книжкой вместо того, чтобы заниматься полезными, но малоприятными домашними делами. Или почитать новости в рабочее время вместо того, чтобы плодить никому не нужные бумаги. В такую минуту всегда найдутся доброжелатели с вечным «лучше бы ты...».

А вот если ваш компьютер окончательно решил, что он кухонный комбайн, на экране нового телевизора человеческие лица на всех каналах ласкают взор насыщенным изумрудным цветом, а кошка заболела чем-то, на взгляд профана, напоминающим помесь чумы с коровьим бешенством, — тут у вас, как правило, появляется прекрасный шанс пообщаться со своими проблемами тет-а-тет.

Конечно, в идеале в подобных ситуациях должны помогать специалисты. Однако обратиться к ним не всегда возможно. Например, в случае с компьютером вы сомневаетесь в лицензионной чистоте ваших программ. Вы подозреваете, что бессовестный торговец продал вам за 10 гривен компакт-диск не с лицензионной операционной системой Windows XP, а (страшно сказать)... контрафактным программным обеспечением. И до окончательного решения этого вопроса вы не хотели бы беспокоить службу поддержки известной корпорации своими проблемами. Или телевизор, привезенный в сервис-центр, злорадно подмигивая экраном, демонстрирует идеальные цвета — и без всякого, заметьте, ремонта. А бездушные служащие не хотят компенсировать вам катание на такси с этим чертовым прибором. То есть, иногда приходится выполнять, мягко говоря, малознакомую работу или при выполнении вообще-то знакомой работы возникают совершенно непреодолимые препятствия. Хорошо, если есть родственники-друзья-знакомые, которые могут квалифицированно помочь, но даже такое случается не всегда. В конце концов, можно обратиться к учебникам и справочникам, хотя и это не очень помогает. Для того чтобы решить реальную и зачастую довольно заковыристую проблему, иногда необходим большой практический опыт, получить который за два дня из двух книг, к сожалению, невозможно.

В таких случаях можно обратиться за помощью и советом к тематическому интернет-форуму. Таких форумов в наши дни немало, набор тем широчайший от аквариумистики до строительства, от радиоэлектроники до коллекционирования бабочек; хотя больше всего, конечно, около-ИТ-шных. И во многих таких интернет-сообществах есть настоящие специалисты в своей области.

Для поиска желаемого форума проще всего воспользоваться излюбленной поисковой машиной — серьезные форумы, как правило, имеют высокий «индекс цитирования», поэтому в результатах поиска они будут занимать если не первые, то достаточно близкие к началу места. Если вы хоть немного владеете каким-либо иностранным языком (в идеале, конечно, английским, но можно попробовать и другие варианты), не стесняйтесь воспользоваться иностранными форумами. Даже если ваша лексика и грамматика будут далеки от оксфордских, вам честно попытаются помочь. Единственной помехой может стать то, что при общении по специальным темам понадобится знание специальной лексики во избежание прелестных описательных оборотов вроде «маленькая оранжевая штучка в левом нижнем уголке». При выборе форума также следует обращать внимание на то, насколько «пациент жив», то есть когда в последний раз обновлялся форум. Если дольше, чем два-три дня назад — это подозрительно, если же прошло больше недели без новых сообщений — форум явно то ли еще не родился, то ли уже почил в бозе. Когда вы найдете примерно то, что искали (кстати, никто не обязывает вас ограничиваться одним форумом), обычно приходится пройти краткую процедуру регистрации — и двигаться вперед, к сокровищнице коллективных знаний.

Перед обращением на форум бывает полезно обдумать, что именно и как именно вы хотите спросить. Вопрос должен быть четким и конкретным — чтобы на него можно было более-менее кратко ответить. Например, крики души типа «Как настроить Windows?» или «Почему у меня дохнут рыбки в аквариуме?» вызывают у прочих участников только глухое раздражение. В лучшем случае вам посоветуют что-либо на манер «Читайте литературу», в худшем — промолчат или обругают. И понять людей можно — пересказывать триста-пятьсот страниц справочника или учебника неохота никому. Особенно, если существуют целые тонны справочников как на любой раскладке, так и в Интернете. Поэтому желательно, чтобы вопрос касался какой-нибудь достаточно узкой прикладной проблемы. Также в вопросе, по возможности, следует изложить всю информацию, которая может помочь специалисту. Например, вместо «У меня не работает телевизор» гораздо лучше прозвучит «После последней грозы от телевизора потянуло дымом, и с тех пор он не включается» и т.д. и т.п. Естественно, дальше вам будут задавать дополнительные вопросы, но детализированное описание продемонстрирует остальным участникам форума, что вы серьезно относитесь к проблеме, а это обычно стимулирует людей помогать быстрее и лучше, и делать это более вежливо.

Следует отметить: при коллективном обсуждении проблемы иногда возникают разные идеи касательно способов ее решения. Обычно они противоположны. Однажды знакомый автора обратился на форум с описанием глюков своего компьютера. И получил одиннадцать безапелляционных ответов, указывавших на девять разных деталей. К счастью, четырех деталей из девяти на компьютере не было никогда — это значительно упростило поиск. Определенных правил для выяснения, на чьей стороне правда, не существует, но в дискуссии, которая начнется после оглашения противоположных мнений, стоит обращать внимание на наличие и уровень аргументации, используемой сторонами. Помня, что фраза «сам дурак» аргументом, очевидно, считаться не может.

Кстати, о брани на форумах. Если вы человек новый и не успели никому ничем досадить, а вас вдруг громко обругали без видимых причин, не стоит придавать этому особого значения. Обычно это связано не с вашими личными качествами, а с умственными способностями неизвестных парня или девушки, находящихся на сложном этапе жизненного самоутверждения. Возможно, уже пятидесятый год подряд. Подобная брань — часть тех неминуемых рисков, которым человек подвергает себя, обращаясь к незнакомым людям за советом. Ни в коем случае не следует включаться в ссору — местных идиотов и так все знают, а, дискутируя с ними, можно и себе «присвоить» часть их репутации. Если кто-то достает сильно и регулярно, стоит написать модератору, а если последний ничего не делает — поискать другой форум. Если же вас без причины ругает один из модераторов — с такого форума надо бежать как можно быстрее. Поскольку, кроме того, что это само по себе плохо, вероятность наличия на этом форуме нормальных специалистов равна нулю, ведь хам обычно ведет себя со всеми одинаково, а тратить время и силы на помощь людям и при этом выслушивать (в смысле, перечитывать) неуважительные тирады не будет никто.

Весьма неблагодарное дело — лечение при помощи форумов. На любой ваш вопрос получите один умный ответ — «Обратитесь к врачу!» и много полезных — «Прикладывайте грелку! Натирайте льдом! Уринотерапия вас спасет! Немедленно прочистите чакры!», и все очень авторитетным тоном. При этом жертва общественной опеки имеет неосторожность выполнять некоторые из советов. Если количество «околомедицинских» форумов будет возрастать, уже в ближайшем будущем они сведут в могилу не меньше людей, чем реклама лекарственных средств в газетах и на телевидении.

Следует помнить, что в форумах люди вовсе не обязаны отвечать на ваш вопрос — они не просто не получают за это никакого вознаграждения, кроме морального, но и тратят свое время, ресурсы, доступ в Интернет и т.д. не только, чтобы пообщаться с другими специалистами, но и чтобы вам, по возможности, чем-то помочь. И даже за этот порыв стоит быть благодарным. Хотя не забывать при этом: совет, как правило, легче давать, чем его выполнять. И ответственность за воплощение в жизнь всех блестящих идей придется нести вам, а не модератору форума.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно